Охрана Труда

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Требования безопасности при выполнении швартовных, якорных и шлюпочных операций

Швартовные операции. При постановке судов на швартовах необходимо предусмотреть достаточное число, длину и размеры швартовов, удобство их подачи, возможность подтягивания судна к пристани или к берегу и, наконец, возможность снятия с швар­товов и уборки и хранения их на судне.

В качестве швартовов могут применяться стальные проволоч­ные или растительные канаты и цепи. Однако практические сооб­ражения заставляют в настоящее время применять в качестве швартовов преимущественно стальные канаты.

Необходимое количество швартовов на судне, их размеры и основные технические характеристики, а также достаточная проч­ность всех элементов швартовного устройства регламентируется правилами Регистра.

В некоторых случаях к швартовным устройствам предъявля­ются повышенные требования. Например, при проходе судов че­рез шлюзы, где разрыв швартовов или срыв закрепных устройств во время нахождения судна в шлюзе грозит опасностью как судну, так и шлюзу.

Так как швартовные операции являются одними из наиболее ответственных операций с точки зрения безопасности как судовых команд, так и судна в целом, правила обязывают руководить швартовными операциями непосредственно капитана судна или его помощника.

До начала швартовных операций необходимо произвести тща­тельную подготовку рабочих мест, проверить исправность всех элементов швартовного оборудования и механизмов.

При подаче легости при подходе судна к пристани, стенке порта или к борту другого судна необходимо следить за тем, чтобы она не попала в работающие колеса или винт судна, а также предупреждать окриком «берегись» — людей, находя­щихся в пролете пристани, или на стенке порта, так как в про­тивном случае неизбежны несчастные случаи.

При выполнении швартовных операций необходимо обратить особое внимание на правильное крепление троса на кнехтах. Практика показывает, что надежность закрепления троса па кнехтах обеспечивается наложением трех-пяти шлагов (восьме­рок). Для надежного закрепления троса верхние шлаги наложен­ного на кнехты троса скрепляются прочным линем или шкимушгаром, причем концы линя (шкимушгара) должны быть связаны рифовым узлом.

Для того чтобы исключить возможность травм при швартов­ных операциях, особенно затягивания швартовами рук и ног, необходимо все внимание работающих сосредоточить на точном и безопасном выполнении швартовных операций. Посторонние разговоры, курение и т. д. лицам, выполняющим швартовные работы, следует запрещать.  —

При использовании в качестве швартовов стальных канатов следует запрещать пользоваться ими, если образовались острые углы и кромки у каната./или имеются нерасправленные колышки. Все торчащие концы оборванных проволок стального каната не­обходимо коротко срезать и, в случае необходимости, места об­реза заклетневать. Работу производить только в рукавицах.

Работа с якорями. Обеспечение надежной стоянки судна до­стигается также связью его с грунтом путем постановки судна на якорь.

Якорные устройства всех систем должны обеспечить быструю п безопасную отдачу и подъем якоря и полностью отвечать пра­вилам Регистра. Разрешается применять только калиброванную якорную цепь, которая должна укладываться на звездочку бра­шпиля или шпиля и не проскакивать при подъеме и отдаче якоря. При перекладке цепей необходимо применять специальные крючья.

Управление брашпилем разрешается производить лишь спе­циально обученным для этих целей лицам; обычно руководство работой на брашпиле поручается боцману Перед отдачей якоря необходимо проверить состояние стопоров и оставить действую­щими только по одному стопору у каждой якорной цепи, а осталь­ные открыть. Кроме того, до отдачи якоря необходимо удалить всех людей, не участвующих в данной работе, и перед открытием стопоров якорной цепи выбросить за борт буй и буйреп.

Открытие и закрытие стопоров, а также торможение якорных цепей производится только по команде вахтенного начальника или лица, руководящего отдачей якоря. При отдаче якоря с буш­прита требуется открывать одновременно бушпритный и палуб­ный стопоры, а в случае отсутствия таких возможностей — сна­чала следует открыть палубный стопор, а затем — бушпритный. В случае отдачи якоря с брашпиля шейму необходимо предвари­тельно закрепить на звездочке брашпиля и лишь после этого можно открывать палубный стопор. При отдаче якоря с бра­шпиля необходимо проверить исправность действия тормозного и стопорного устройств, а в случае ручного привода — снять ручки и поставить барабан брашпиля, через который проходит якорная цепь, на холостой ход.

Если отдача якоря происходит с судна, не имеющего специаль­ных стопоров, якорный канат требуется предварительно разло­жить на палубе шлагами и закрепить его на кнехтах. При вытрав­ливании якорных канатов с кнехтов категорически запрещается придерживать канаты на кнехтах руками или ногами. Чтобы из­бежать резкого рывка якорной цепи при остановке судна, всплывание его на якорь необходимо поддерживать работой машин.

Требуется особая осторожность при подъеме якоря на шпиль, у которого отсутствуют звездочки с гнездами для цепи. В этом случае необходимо накидывать на баллер шпиля не менее трех шлагов цепного каната. В момент выхода якоря из воды надо быть крайне осторожным, так как мокрая цепь стремится сколь­зить (комфорить) по мокрому шпилю и малейшая оплошность может привести к несчастному случаю и аварии судна.

При подъеме якоря с помощью ручного шпиля необходимо вымбовки (рычаги) вставлять в гнезда шпиля до отказа, иначе возможны случаи падения людей на палубу. При подъеме якоря за дректов, якорную цепь (шейму) надо выбирать после того как якорь будет поднят и закреплен на месте.

На судах речного флота в большинстве случаев якоря на су­дах находятся в подвешенном состоянии; чтобы избежать их са­мопроизвольной отдачи, должно быть обращено особое внимание на тщательное и надежное крепление якорей. При отдаче и подъеме якорей возможно запутывание цепи или троса вокруг якоря. Якорь от запутанного на нем троса или цепи освобождается с палубы судна баграми или спущенным в лодку, которую необходимо обеспечить спасательными принадлежностями по числу лиц, находящихся в лодке. Если возникнет необходи­мость выправления на барабане шпиля или лебедки «запряденной» цепи или троса, необходимо разделку, производить только после клевки (закрепления) их на кнехтах.

Шлюпочные операции. Суда транспортного и технического флота снабжаются шлюпками, во-первых, в качестве средств спа­сания экипажа и пассажиров в случае аварии судна и, во-вторых, в качестве средств сообщения судов с берегом. Хотя осуществление обеих целей одинаково необходимо для судов транспортного флота, но так как в первом случае дело идет о жизни людей, на полное обеспечение этой задачи должно быть обращено наибольшее внимание.

Из назначения шлюпок вытекают следующие главные требова­ния к снабжению судов шлюпками и шлюпочными устройствами:

1) суда должны иметь надлежащие тип, число, размеры и снаряжение шлюпок;

2) для быстрого и безопасного спуска шлюпок на воду и подъема их с воды необходимо на судне иметь устройства, снабженные машинным или ручным приводом;

3) для хранения шлюпок по-походному необходимо иметь специальные устройства.

Применяемые на судах транспортного и технического флота шлюпки можно разделить на две группы — спасательные шлюпки, под которыми подразумеваются такие шлюпки, непотопляемость которых обеспечивается за счет запаса плавучести, и обыкновен­ные шлюпки, не имеющие специальной запасной плавучести.

Все шлюпки, допускаемые к снабжению ими судов внутрен­него плавания СССР в качестве спасательных средств, разде­ляются по Правилам Регистра на следующие четыре класса:

Класс 1—деревянные или металлические открытые спаса­тельные шлюпки, снабженный внутренним (воздушные ящики) или внешним (бортовые кранцы) запасом плавучести с наименьшими главными размерениями L: В: Н соответственно 3,7: 1,25:0,45 м.

Класс 2 — деревянные или металлические открытые спаса­тельные шлюпки, одобренного Регистром типа, снабженные внут­ренним или внешним запасом плавучести, но имеющие линейные размеры отличающиеся от шлюпок класса 1.

Класс 3 — рабочие шлюпки или лодки, соотношения главных размерений которых соответствуют шлюпкам класса 1, но кото­рые не имеют ни внутреннего, ни внешнего запаса плавучести.

Класс 4—деревянные лодки местных способов постройки озерного и речного типа, допускаемые Регистром.

Судовые команды должны содержать шлюпки всегда в ис­правном состоянии и обеспеченными инвентарем и спасатель­ными средствами по нормам Регистра. Запрещается загромож­дать места подъема и спуска шлюпок грузами и другими предме­тами, могущими помешать производству работ.

С целью предотвращения рассыхания шлюпок их необходимо периодически, в зависимости от состояния погоды, заливать во­дой или спускать на воду.

Спуск шлюпок на воду следует производить плавно, посте­пенно стравливая лопари через утку или кнехты, при 'этом не­обходимо следить, чтобы шлюпка вначале коснулась воды кор­мой. При спуске шлюпки с кормовой мачты необходимо следить за тем, чтобы шлюпка прошла мимо кринолина и не попала бы на перо руля.

Прием лодки следует производить при остановке главной ма­шины и в местах, оборудованных откидными трапами. Прием лодки во время движения судна должен производиться по на­правлению хода судна, а во время стоянки — против течения. Принимаемая судном в ночное время лодка должна иметь све­товой сигнал, а место приема лодки на судне должно быть осве­щено.

Для того чтобы избежать случаев падения в воду, опрокиды­вания лодок и травмирования людей, во время плавания в шлюп­ке запрещено: а) сидеть на бортах, б) стоять в шлюпке; в) хо­дить по банкам; г) держать руки на планшире при подходе или отходе шлюпки от борта судна и причала; д) перемещаться в шлюпке без разрешения командира шлюпки.