Охрана Труда

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Устройство защитного заземления на судах

В судовых условиях при рабочем напряжении судовых уста­новок свыше 25 в. защитному заземлению подлежат все доступ­ные для прикосновения металлические части, которые обычно не находятся под напряжением, но могут оказаться под ним в ре­зультате повреждения изоляции.

К таким частям относятся: корпуса электрических машин и аппаратов, трансформаторов и приборов, каркасы распределительных щитов и устройств, кор­пуса установочной арматуры светильников, металлические обо­лочки кабелей.

В случае установки электрооборудования на металлические фундаменты или кронштейны, являющиеся надежно металли­чески связанными с корпусом судна, специального дополнитель­ного заземляющего устройства не требуется. При напряжениях до 25 в. защитные заземления в судовых условиях не приме­няются.

Заземления на судах с металлическим корпусом выполняются на корпус судна медным проводом или лентой. Сечение основных заземляющих проводов или лент должно быть не менее 6 мм2, а для отдельных мелких приборов должно быть не менее 1,5 мм2.

Заземление на судах с деревянным корпусом выполняется на специальный медный или латунный лист или полосу, которая крепится снаружи подводной части судна, причем общая поверх­ность этих заземлителей принимается не менее 0,5 м2. Обычно па судне делается два таких заземлителя. Устраивать заземлители нужно на наружной обшивке, в местах, не обнажающихся на ходу судна или при волнении.

На судах, кроме перевозящих огнеопасные и взрывоопасные вещества, в качестве заземлителей для защитных заземлений при условии соблюдения непрерывности электрической цепи допу­скается использовать:

а) стальные трубы, служащие для прокладки проводов;

б) металлические конструкции судна (фундаменты, бимсы, стрингеры и т. п.);

в) металлические конструкции общесудовых систем, кроме трубопроводов, баллонов, цистерн и других емкостей, несущих сжатые газы, бензин, керосин, нефть, масло и т. п.

Защитные заземления разрешается совмещать с заземле­ниями, предназначенными для защиты от помех радиоприему и для снятия электростатических зарядов.

Совмещение защитных заземлений с рабочими заземлениями и заземлениями грозозащиты на судах не допускается.

На рис. 51а показаны некоторые совмещенные способы рабо­чего заземления оболочек кабелей.

Защитное заземление оболочек кабелей

Защитное заземление оболочек кабелей

Рис. 51а. Защитное заземление оболочек кабелей. I крепле­ние кабеля к металлической переборке; II— крепление кабеля на панели; III— разрез по скобе для случая II.

1 — пружинная шайба; 2—фольга; 3—корпусной винт, закрепляющий кабель­ную скобу;

4 – металлический корпус судна; 7, 5- экранирующие оболочки кабеля;

6—металлическая скоба, приваренная к корпусу судна;

9—кон­тактная скоба (латунь 0,2 мм, луженая с обоих сторон).