Малярные работы на судостроительных и судоремонтных заводах в основном выполняются на ремонтируемом или достраиваемом судне, находящемся в доке, на слипе, стапеле или на плаву. Непосредственно в здании малярного цеха осуществляют лишь вспомогательные или подготовительные операции (приготовление красок, мастики, клея и т. д.).
Малярные работы выполняются на судах как ручным способом, так и пневматической и электромеханической окраской. При пневматической окраске распыливание краски производится с помощью пульверизатора-распылителя, соединенного с линией сжатого воздуха.
Способ пневматической окраски путем распыления красителя вызывает сильное загрязнение воздуха парами растворителя и «красочным туманом», поэтому там, где представляется возможным, необходимо окраску производить в окрасочных камерах, шкафах, оборудованных вытяжными вентиляционными установками.
Краскопульты и другие пневматические аппараты для окраски предварительно испытываются при гидравлическом давлении не менее 10 ата, о чем составляется акт. При работе они должны иметь манометр.
За последнее время для окраски подводных частей судов морского и речного флота получают широкое применение этинолевые краски, так как при окраске подводных частей и помещений с повышенной влажностью опыт показывает их явное преимущество перед масляными красками и кузбасским лаком.
Этинолевые краски изготовляются на основе этинолевого лака и различаются между собой типом .пигментов (красителей), входящих в их состав.
Этинолевый лак представляет собой раствор полимеров — отходов при производстве синтетического каучука. Растворителем служит ксилольная фракция. Для стабилизации в лак добавляется древесносмоляной антиокислитель в количестве 1,5—2%.
При приготовлении красок помещение, и котором производится эта работа, должно быть оборудовано принудительной вентиляцией. Кроме того, необходимо устройство местной вытяжной принудительной вентиляции (по типу вытяжных шкафов) над рабочим местом для просеивания пигментов и приготовления этинолевых красок.
Так как этинолевые краски горючи (аналогично каменноугольному лаку или масляным краскам), то необходимо запрещать приготовление этих красок или работу с ними ©близи открытых источников огня.
В связи с наличием в составе этинолевых красок вредных веществ, необходимо маляров, имеющих дело с этими красками или лаком, подвергать периодическим медицинским осмотрам. Рабочие, не получившие разрешения врача, к работе с этинолевыми красками и лаками не должны допускаться.
В процессе работы на судах с этинолевым лаком, кузбасслаком или смывкой (ацетоном) необходимо соблюдение следующих основных требований.
1) Для освещения рабочего места в закрытых отсеках судов следует использовать переносное освещение напряжением не более 12 в, лампа должна быть снабжена взрывобезопасной арматурой.
2) Посуду, в которой варится олифа, разрешается заполнять не более чем на 3/4 ее объема, при этом необходимо следить за тем, чтобы во время кипения в олифу не попала вода, так как вызываемые этим брызги могут причинить ожоги. Нельзя варить олифу на открытом воздухе и переносить горячие смеси в открытой посуде.
3) При работе с этинолевыми красками, кузбасским лаком в закрытых отсеках или цистернах, производить ее в шлемах (МИОТ-49) и под постоянным наблюдением мастера.
4) Покраску днища и бортов судна с наружной стороны при ветренной погоде как вручную, так и пульверизатором производить только с подветренной стороны.
5) Работы смывкой (каустической содой, ацетоном) в закрытых помещениях производить только при наличии искусственной вентиляции. Шланг вытяжной вентиляции необходимо проводить в нижнюю часть помещения, где оседают наиболее тяжелые газы. Работы организовать с выходом наружу на чистый воздух через каждый час на 5—10 минут.
6)Так как высыхание масел сопровождается поглощением кислорода из воздуха и выделением углекислоты и других газов, следует запрещать оставаться на длительный период в закрытых свежевыкрашенных помещениях.
7) При работе с лесов следует обратить внимание на их исправное состояние; настил лесов должен быть плотным и закрепленным. В случае работы с подвесных люлек необходимо в первую очередь произвести проверку надежности канатов, состояние польки и лебедок. Настил в люльках нужно устраивать плотным без щелей; перила должны быть высотой 1 м и обшиты сеткой или досками. Лебедки должны быть снабжены безопасными рукоятками.