Охрана Труда

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Промышленная санитария Освещение Требования к судовым осветительным приборам

Требования к судовым осветительным приборам

В судовых условиях по способу установки светильники разде­ляются на две группы: стационарные и переносные.

Стационарными называются светильники, имеющие постоян­ное место установки и предназначенные для общего или комбини­рованного освещения.

Переносными называются светильники, предназначенные для временного и аварийного местного освещения.

Переносные светильники различаются: 1) переносные, вклю­чаемые в судовую электросеть и 2) переносные с автономным питанием.

Светильники по конструктивному выполнению различаются:

I — открытый тип — светильник не защищается специально от механических повреждений;

II — защищенный тип — светильник защищается от попадания внутрь посторонних предметов и капель сверху;

III — брызгозащищенный тип — светильник с защитой от по­падания брызг сверху и сбоку под углом 45°;

IV — водозащищенный тип — светильник с защитой от дей­ствия водяной струи под давлением 2 атм под любым углом;

V — герметический тип — светильник с защитой от действия воды при погружении на глубину 10 м в течение 30 минут;

VI — взрывобезопасный тип — светильник, исключающий воз­можность передачи взрыва изнутри в окружающую среду.

По правилам Регистра конструкция судовых светильников должна обеспечивать: а) надлежащее светораспределение, б) от­сутствие слепящего действия при нормальном расположении све­тильника, в) надежность и продолжительность работы в усло­виях вибраций и сотрясений судна, г) безопасность обслужи­вания, д) пожарную безопасность и е) возможно малый вес.

На рис. 38 и 39 показаны наиболее употребительные судовые светильники. Светильники открытого исполнения (рис. 38, а, б, в, г, д) допускаются в помещениях командного состава, пасса­жирских каютах, салонах, столовых, красных уголках при условии, что эти помещения находятся выше ватерлинии. Во всех остальных жилых помещениях, расположенных выше ватерлинии, допускается установка светильников защищенного исполнения. При атом в светильниках открытого типа должны применяться лампы с матированной или молочной колбой. В виде исключения и судовых светильниках допускается применение частично прозрачных колпаков с отдельными матированными или экраниро­ванными участками.

Светильники брызгозащищенного исполнения (рис. 39, а, б, в) разрешается применять в расположенных выше ватерлинии кори­дорах, технических и служебных помещениях.

Светильники водозащищенного и герметического исполнения должны применяться на открытых палубах, в кам­бузах, банях, гальюнах, умывальных и ванных, в машинных и котельных отделениях, в трюмах, предназначенных для пе­ревозки не взрывоопасных и не огнеопасных грузов, и в других помещениях, расположенных ниже ва­терлинии, а также в поме­щениях, опасных в по­жарном отношении.

Светильники взрывобезопасного исполнения требуется устанавливать в помещениях, опасных в от­ношении взрыва. Вместо взрывобезопасных све­тильников в таких поме­щениях рекомендуется устраивать освещение че­рез простеночные фонари специального устройства.

В помещениях, опас­ных в отношении взрыва, запрещается установка со­единительных коробок, штепселей, выключателей, кнопок. Для предохране­ния судовых светильников от вредного действия вибраций и со­трясений судна Правилами Регистра предусмотрено:

1. Установку светильников производить таким образом, чтобы ведущие к ним провода не отключались и не ослабляли своего контакта от тряски. Патроны должны быть надежно укреплены и не должны отвинчиваться от тряски.

Звездообразный дефлектор

Рис. 38. Судовые светильники открытого исполнения: а) подпалубный; б) подналубный с молочным стеклом; в) перебороч­ный; г) двухрожковое бра; д) щитковое бра.

2. Во всей судовой осветительной арматуре, подверженной сильной тряске, рекомендуется применять патроны «Сван» или устанавливать ее на амортизаторах.

3. Соединение проводов многоламповых светильников с питающим проводом должно выполняться при помощи соединительных колодок с винтовыми контактами. Настольные лампы дол­жны иметь надежное закрепление от перемещений при бортовой и килевой качке судна. Длина шнура для настольных ламп не должна превышать 1,5 м.

Для предохранения от несчастных случаев при пользовании и обслуживании осветительных установок правилами Регистра пре­дусмотрено:

Все токоведущие части светильников должны иметь надеж­ную защиту от случайного прикосновения к ним.

Сопротивление изоляции токоведущих частей светильников относительно корпуса в собранном виде должно , быть не менее 5 мгом.

Судовые светильники брызгозащищенного исполнения

Рис. 39. Судовые светильники брызгозащищенного исполнения: а) катерный нодпалубный; б) потолочный плафон; в) катерный плафон.

Светильники защищенного типа должны иметь прочную защитную сетку с малым экранированием света или колпак из небьющейся пластмассы. Допускается установка утолщенных стекол.

Светильники с металлическими корпусами, устанавливае­мые не на корпусе судна, должны иметь заземляющие винты и надежно заземлены.

С точки зрения пожарной безопасности необходимо:

Отверстия для ввода проводов в светильники открытого типа снабжать втулками из негорючей пластмассы или других негорючих материалов.

Токоведущие части патронов монтировать на огнестойких, негигроскопических основаниях и защищать от прикосновения огнестойкими оболочками, причем последние не должны нахо­диться под напряжением по отношению к корпусу судна.


 

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или авторизируйтесь пожалуйста на сайте.