Охрана Труда

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Судовые грозозащитные устройства

Грозовые разряды на выступающих элементах судна, так же,, как и в стационарных условиях, могут поразить находящихся на судне людей, причинить серьезные разрушения частей судна, вызвать пожар и причинить другие бедствия. Поэтому суда обо­рудуются грозозащитными устройствами.

Согласно действующим правилам Регистра молниеотводное устройство должно быть смонтировано на каждой мачте дере­вянных, композитных и стальных судов, имеющих деревянные мачты или стеньги.

На  металлических судах с металлическими мачтами специаль­ные грозозащитные устройства не требуются, так как сама мачта, металлически соединенная с корпусом судна, является молниеот­водом.

В судовом грозозащитном устройстве молниеуловителями являются выдающиеся, высоко расположенные металлические предметы, принимающие на себя атмосферные электрические разряды. Такими предметами на судне являются, кроме спе­циально предназначенных для этой дели штырей и «шпилек», верхние части металлических мачт, труб и т. п. Использование в качестве молниеотвода радиоантенн воспрещается.

Отводящими проводами служит сеть проводов, проложенных между молниеуловителями и заземлителями.

Заземлителями служат непосредственно корпус металличес­кого судна или металли­ческий лист, прикреплен­ный к наружной обшивке деревянного судна.

При отводящем прово­де в виде медной ленты ее нижний конец должен заканчиваться в той точке, где ванты спускаются с мачты. Конец ленты проч­но прикрепляется к медному канатику, который прокладывается вниз по вантам и прочно соединяется с медным листом площадью не менее 0,5 м2. Лист закрепляется к на­ружной поверхности борта ниже грузовой ватерлинии, соответствующей наименьшей осадке судна, таким образом, чтобы он оставался в воде при любом крене судна.

На нефтеналивных судах, а также на судах, предназначенных для перевозки хлопка и других огне- и взрывоопасных грузов, является обязательной установка не менее двух грозозащитных заземлений.

Отводящие провода прокладываются по возможности прямолинейно, следует избегать их резких изгибов. Все применяемые сжимы и хомутики устраиваются ла­тунными или медными контактного типа и надежно укрепляются. Пайка мест сое­динений не допускается.

Чтобы избежать появления индукционных токов при прохож­дении разряда по отводящим проводам молниеотводной сети, рекомендуется все крупные металлические предметы на палубах соединять с корпусом судна (заземлять).

При нахождении судна в сухом доке, па слипе или эллинге необходимо принять меры, чтобы заземляющие провода были соединены с надежными заземлителями, устроенными на берегу.

Заземляющая плитка на стальном судне

Рис. 60. Заземляющая плитка на стальном судне.

Соединение за­земляющих проводов с заземлителем на дере­вянном судне

Рис. 61. Соединение за­земляющих проводов с заземлителем на дере­вянном судне.

На рис. 60 изображен один из конструктивных методов соеди­нения ленты с корпусом стального судна. Отводящий провод в виде медной ленты 1 прикрепляется к стальному настилу па­лубы 4, заклепками или винтами 3 так, чтобы он полностью при­легал к палубе, образуя площадь соединения не менее 0,005 м2. Стальной настил палубы в месте крепления тщательно, до метал­лического блеска, очищается от ржавчины, причем конец медной ленты 2 облуживается по всей длине контакта.

На рис. 61 представлен один из узлов соединения отводящих проводов с заземлителями, выполненный для деревянного катера, где 1 - косая шайба, 2 — латунный болт и 3 — медная подкильная полоса.