Руководитель тушения пожара (РТП) или старшее должностное лицо обязаны немедленно произвести разведку очага пожара с целью выяснения обстановки для принятия правильного решения по тушению.
В соответствии с требованиями Речного Регистра на танкерах предусмотрены следующие системы: водотушения, пенотушения, паротушения и система инертных газов.
Эти суда оборудованы совмещенной системой водяного и пенного тушения. Количество пожарных насосов и их производительность зависят от типа и мощности судна.
Данные статистики показывают, что 47% пожаров (загораний) на речных судах происходит во время судоремонта, 35% — при погрузке, выгрузке и стоянке в навигационный период и 18%—в пути следования.
По степени пожарной опасности грузы, перевозимые на судах, подразделяются на: грузы, не обладающие повышенной степенью пожарной опасности; опасные грузы; взрывчатые и отравляющие вещества.
К опасным относятся такие грузы, которые во время перевозки, погрузки, выгрузки и хранения при определенных условиях могут быть причиной взрыва, пожара, отравления, увечья людей и животных, повреждений судна, портовых и других зданий и сооружений, порчи грузов.