Охрана Труда

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Причины возникновения пожаров на речном транспорте

Данные статистики показывают, что 47% пожаров (загора­ний) на речных судах происходит во время судоремонта, 35% — при погрузке, выгрузке и стоянке в навигационный период и 18%—в пути следования.

Во время судоремонта причинами пожара чаще всего являются нарушение правил пожарной безопасности и нёсоблюдение установленного противопожарного режима при производстве электро- и газосварочных работ (до 33% всех пожаров).

Значительное количество пожаров возникает от непотушенного окурка и небрежного обращения с огнем (до 15%).

Нарушение противопожарного режима при осмотре топливных цистерн в большинстве случаев приводит к взрыву и по­жару с тяжелыми последствиями.

Пожары появляются в результате нарушения Правил технической эксплуатации вспомогательных котлов на судах. Сог­ласно Правилам, перед разжиганием топки котла, работающего на жидком топливе, необходимо осмотреть топку и проверить, нет ли в ней топлива; предварительно провентилировать топку путем пуска пара через форсунку с целью удаления взрыво­опасной смеси газов и предотвращения выброса пламени нару­жу. Часто эти требования нарушаются, вследствие чего возни­кает пожар. Причиной пожара может быть неисправность сило­вой и осветительной сетей (до 11%).

К пожару часто приводит нарушение правил пожарной безопасности при пользовании электрическими приборами.

Пожары и взрывы могут быть следствием столкновения встречных судов с нефтеналивными. При этом в месте удара разрушаются металлический корпус и переборки грузовых танков, образуются сквозные отверстия, через которые вытекают нефтепродукты, происходит искрообразование, в результате че­го в зависимости от степени концентрации паров нефтепродук­тов с воздухом возникает воспламенение, горение, вспышка или взрыв. Зарегистрированы случаи пожаров от грозовых разрядов и статического электричества.

В условиях эксплуатации нефтеналивных речных судов статическое электричество образуется при перекачке нефтепродук­тов с пониженной электрической проводимостью, при движении их по трубопроводам с повышенной скоростью, при разбрызги­вании и распыливании во время слива в емкости.

Аккумуляция зарядов статического электричества увеличивает их потенциал, что обусловливает образование электриче­ского поля в нефтепродукте.

Заряды статического электричества возникают и сохраняются на нефтеналивных судах в течение всей их эксплуатации.

При погрузке нефтепродуктов в судно степень их электризации зависит от материала нефтепровода и от скорости дви­жения по нему нефтепродукта. Значительно увеличивается число зарядов статического электричества при движении нефтепро­дукта по трубам с шероховатостью стенок, большим числом изгибов и участков с переменным сечением и т. д.

Повышенный потенциал заряда статического электричества возникает также вследствие превышения скорости движения нефтепродукта по грузовой системе судна и разряда его в ре­зультате неудовлетворительного технического состояния защи­ты от статического электричества.

По данным Государственного института по проектированию нефтеперерабатывающих заводов Министерства нефтеперераба­тывающей и нефтехимической промышленности СССР, ско­рость движения продукта по трубам в начальный период их заполнения нефтегрузом должна быть 2 м/сек. -

Линейная скорость -подачи нефтепродукта в судно по трубо­проводам самотеком или с помощью грузовых насосов равна 67 м/сек. При такой скорости наблюдается электризация нефтепродуктов в зависимости от материала трубопровода и вязкости нефтепродукта. Чем меньше его вязкость, тем зна­чительнее скорость потока. Наибольшей электризации подвер­жены маловязкие нефтепродукты (бензин, керосин, и др.).

Повышение скорости движения нефтепродукта (до 10 м/сек) приводит к разряду статического электричества и взрыву.

Степень опасности электризации нефтепродукта на нефтеналивных судах зависит от условий их эксплуатации, типа пере­возимого груза, конструкции грузовой системы и ряда других факторов.

На береговых объектах пожары возникают в результате небрежного обращения с огнем (около 13%), неисправности и не­правильной эксплуатации электросетей и электрооборудования (до 13%), курения (13%), эксплуатации бытовых электриче­ских нагревательных приборов (10%), от искр, вылетающих из дымовых и выхлопных труб (до 10%), при электрогазосва­рочных работах (свыше 10%), вследствие нарушения правил топки печей и плит (около 10%), от грозового разряда (до 0,5%) и других причин (около 20%).

Чтобы сократить количество пожаров и причиняемые ими убытки, нужно систематически анализировать причины пожаров на судах и береговых объектах. На основании данных ана­лиза разрабатывать противопожарные мероприятия, которые бы позволили уменьшить их число.