Мероприятия, обеспечивающие безопасную работу машинной команды теплоходов, относятся к пуску, действию и остановке двигателя, к правильному хранению топлива и к выполнению ремонтных работ.
Паровые котлы. В отношении техники безопасности и производственной санитарии при обслуживании судовых котлов необходимо считаться с особенностями эксплуатационной обстановки, которая характеризуется вынужденной теснотой помещения, большой насыщенностью различного рода механизмами, высокой температурой и высоким содержанием в воздухе газов, угольной пыли при угольном отоплении и колебаниями судна при волнении.
Обслуживание и ремонт гребных колес. Обслуживание и ре- мот- гребных колес являются технически довольно сложной и в то же время опасной работой, которая при невыполнении определенных требований техники безопасности влечет за собой несчастные случаи. Работу по обслуживанию и ремонту судовых движителей разрешается производить лишь под непосредственным наблюдением и руководством механика судна. До начала работ механик судна проводит предварительный инструктаж рабочих по безопасным методам работы непосредственно на рабочем месте.
Работа с буксиром требует от судовой команды строгого выполнения мер предосторожности, начиная с размотки и подачи каната и кончая укладкой его по окончании буксировки.
Швартовные операции. При постановке судов на швартовах необходимо предусмотреть достаточное число, длину и размеры швартовов, удобство их подачи, возможность подтягивания судна к пристани или к берегу и, наконец, возможность снятия с швартовов и уборки и хранения их на судне.
Оздоровление условий трудами а судах транспортного и технического флота во многой зависит от степени совершенства главных и вспомогательных механизмов, судовых устройств и систем, а также от соблюдения судовой командой правил и норм техники безопасности технической эксплуатации.