Степень пожарной опасности и взрывоопасности нефтеналивных судов со всеми вытекающими последствиями для судов и их экипажей определяется назначением, характером, технической и коммерческой эксплуатацией судов.
Все это усложняет ликвидацию пожара на нефтеналивном флоте.
При возникновении пожара на нефтеналивном судне следует:
привести в действие системы водяного и пенного тушения и в зависимости от обстановки правильно применить их. Струю пены высокой кратности направлять в очаг огня — грузовые танки;
направлять распыленные водяные струи в места, где возможно скопление нефтяных паров (углы фигурных, бортовых вырезов передней части надстройки правого и левого бортов);
включить систему водяного орошения палуб независимо от места и характера пожара и применить распыленные водяные струи для рассеивания паров нефтепродуктов над палубой; проверить плотность закрытия люков;
накрыть кошмами ближайшие к надстройке крышки грузовых люков и смачивать их водой;
перекрыть или отключить технически неисправные участки газовоздушной сети.
При возникновении пожара в надстройке нефтеналивного судна необходимо:
заполнить объем помещения воздушно-механической пеной высокой кратности;
охлаждать водяными струями ближайшую к надстройке палубу, крышки грузовых люков, расширительных шахт и коммуникации нефтепроводов.
Во время пожара на плавучей нефтебункеровочной станции надо:
прекратить бункеровку судна и работу нефтеперекачивающих насосов;
отключить систему подогрева груза в танках. Во время тушения пожара следует стремиться предотвратить распространение огня на мерные резервуары. Их необходимо охлаждать струями воды, а люковые крышки задраить. При возможности слить из мерных резервуаров топливо в трюм по закрытой системе слива.
При горении газового факела над газоотводной трубой или над щелями небольшой площади емкостей нужно сбить пламя водяной струей или приглушить его кошмой, закрыть отверстие пробкой и непрерывно охлаждать поверхность емкости водой.
Если факел горит над грузовым танком, закрывают крышку грузового люка, закрепляют ее барашками, накрывают кошмой, обеспечивая герметизацию, и охлаждают водяными струями поверхность танка.
Когда обстановка не позволяет закрыть грузовой люк, пламя тушат с помощью огнегасительных пенных средств.
При возникновении пожара на нефтеналивном судне в результате взрыва с повреждением палубы или других конструкций судна необходимо:
применять для тушения воздушно-механическую пену высокой кратности с одновременным охлаждением соседних негорящих танков и особенно расширительных шахт газоотводной системы; интенсивность подачи пены должна быть не ниже расчетной; ввести в танки, смежные с горящими, химическую (воздушно-механическую) пену или инертный газ;
принять меры предосторожности от последствий возможного повторного взрыва.