Охрана Труда

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Монтажные и демонтажные работы на судне

Работы с заменой главных двигателей и вспомогательных механизмов, их перемещением в машинном отделении, выгрузкой и погрузкой с использованием крана должны производиться под непосредственным руководством ответственного лица, имеющего опыт и разрешение на выполнение такелажных работ с тяжеловесами и в строгом соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.009—76 и ГОСТ 12.3.020—80.

Лицо, ответственное за работы по замене двигателей, организует безопасное их ведение и необходимый инструктаж всех рабочих, занятых выполнением операций по выгрузке и погрузке двигателей.

При выполнении такелажных работ по выгрузке и погруз­ке двигателей и механизмов в машинном отделении с использованием крана не допускается нахождение посторонних лиц.

В период подъема и опускания двигателя или других узлов краном находиться под грузом запрещается.

Для производства демонтажных и монтажных работ должны устанавливаться разборные леса или подмости в соответствии с требованиями Правил работы на лесах и на высоте.

Перед подъемом двигателя краном необходимо произ­вести пробный подъем на высоту 50—100 мм для проверки надежности застропки, работы тормозов и положения двигателя.

Направлять двигатель при его подъеме или опускании для плавного прохода через шахту машинного отделения или вырез в палубе разрешается только оттяжками.

Перед началом подъема (опускания) двигателя необхо­димо проверить исправность используемой оснастки и оборудования.

Устанавливать снимаемый с судна двигатель разреша­ется лишь на предназначенное для этого место, где исключается воз­можность его падения, опрокидывания или сползания.

При установке на судно рабочее место и фундамент должны быть подготовлены к приему двигателя, освобождены от посторонних предметов, приведены в безопасное для погрузочных и монтажных работ состояние.

При выгрузке и погрузке двигателя краном необходимо соблюдать требования Правил устройства и безопасной эксплуата­ции грузоподъемных кранов.

Стальные тросы, применяемые для застропки двигате­лей, должны иметь сертификат завода-изготовителя об их испытании в соответствии с ГОСТ 3241—80 и соответствовать массе пере­мещаемого груза.

При выгрузке и погрузке двигателя с судна на берег и обратно ответственный за эти операции должен находиться у про­ема машинного отделения для подачи команды крановщику.

Выемка (установка) вспомогательных механизмов (ди­зель генераторов и др.) производится путем перемещения их под шахту машинного отделения с использованием имеющихся на судне талей и стационарных балок, а также переносных грузовых балок и рольгангов, с последующим подъемом (опусканием) кранов. Меры безопасности те же, что и при подъеме (опускании) двигателей.

Установка на штатное место двигателей и вспомога­тельных механизмов в условиях стесненности помещения, больших габаритов или массы механизмов должна производиться такелаж­никами.

Установленные на штатное место механизмы, оборудо­вание должны быть сразу же надежно раскреплены способом, исклю­чающим их перемещение, падение, сдвиг и т. п.

Погрузка (выгрузка) на судно, находящееся на плаву, двигателей, механизмов и оборудования большой массы, которые могут вызвать изменение остойчивости судна, производится только с разрешения главного инженера предприятия.

При выполнении установочных работ за бортом судна, находящегося на плаву, допускается применять плоты, отвечающие требованиям Правил при судоремонтными работе на слипе, в доке и на плаву.

Во время установки механизмов, оборудования, при­боров, арматуры не допускается производить другие работы над и под ними, если не приняты меры предосторожности, предохраняющие работающих от падения инструментов и других предметов.

Слесари-монтажники должны быть обеспечены и обя­заны пользоваться средствами индивидуальной защиты по профилю своих работ (спецодеждой, спецобувью, рукавицами, защитной каской), а в случае одновременного проведения в одном помещении и сварочных работ — защитными очками со светофильтром.

Для монтажа и демонтажа насадок, гребных винтов, валов, рулей должны устанавливаться леса, изготовленные по чер­тежам и рассчитанные на максимальную нагрузку и устойчивость, а также принятые в эксплуатацию в соответствии с требованиями Правил работы на лесах и на высоте.

Детали движительно-рулевого комплекса массой более 50 кг, требующие перемещения при ремонте, должны иметь рымы, пальцы, отверстия или другие приспособления для застройки, а расположение грузоподъемных устройств обеспечивать удобный и безопасный монтаж (демонтаж) тяжелых деталей и узлов. При от­сутствии стационарных грузоподъемных устройств должны преду­сматриваться места для установки переносных приспособлений и устройств.

Для снятия и установки гребных винтов, рулей, насадок и тяжелых деталей гребных колес должны быть установлены тали соответствующей грузоподъемности. Подвеску талей нужно произ­водить за специальные рымы, установленные в кормовом образова­нии судна или на кожухе гребного колеса.

При ремонте движительно-рулевого комплекса на плаву при дифферентовании судов должен быть установлен плот (понтон), размер рабочей площадки которого не менее 2 × 2 м. Плот должен быть соответствующей грузоподъемности (с учетом размещения на нем бригады ремонтников, приспособлений, инструмента, а также сменяемых деталей и узлов), иметь плотный настил и ограждение по периметру площадки высотой не менее 1 м, рымы для учалки и спасательные средства по числу работающих.

При работе в зимнее время в выморозке необходимо:

застилать щитами, фанерой низ выморозки, чтобы при падении

инструмента и деталей предотвратить пробоину льда и затопление выморозки;

на месте работ иметь ведро, кошму, щит для заделки и закры­тия трещин и пробоин в выморозке;

иметь прочный деревянный настил, чтобы вынимать и опускать тяжелые детали из выморозки;

наличие у рабочих предохранительных поясов с лямками, на­дежно закрепленных страховочным концом;

назначить ответственное лицо за безопасность выполнения работ в выморозке.

Все люки, слани, снятые для доступа к валам, должны быть ограждены и хорошо освещены.

Должна быть организована связь (телефонная, радио) между местом работ и машинным отделением для передачи необхо­димых указаний, связанных с ремонтом.

Тали и другие грузоподъемные средства, применяемые для работ с гребными винтами, деталями гребных колес, рулей и поворотных насадок, должны иметь специальные стропы и крепле­ния, которые с помощью рымов (скоб) могут крепиться к поднимае­мому грузу.

При снятии гребного винта гайка крепления после ослаб­ления должна оставаться на гребном валу до тех пор, пока гребной винт не будет стронут с конуса вала и застроплен талью.

Отдача и крепление гаек гребных винтов производится специальными ключами, которые для безопасности работы должны подвешиваться.

Снятые гребные винты, рули, насадки должны уклады­ваться на прочие прокладки и площадки.

В случае необходимости изменения положения лопастей гребного винта их поворот производится только при помощи валоповоротного устройства по распоряжению ответственного руково­дителя работ.

При работе с плотов на сдифферентованиом судне необ­ходимо:

принять меры, препятствующие случайному повороту рулей (на­садок), гребных винтов (гребных колес), — обесточить рулевой привод, затормозить валопровод штатным тормозом; вывесить пре­дупредительные знаки «Не включать — работают люди»;

обеспечить хорошее освещение рабочего места, работа в темное время суток с илотов запрещается;

приступать к работе после надежной расчалки плотов за непод­вижные части судна и получения разрешения от руководителя ра­бот.

При работе в гребных колесах следует их застопорить цепным стопором. Перед снятием стопора люди из колеса должны быть удалены, так как при монтаже и демонтаже из-за несиммет­ричного расположения масс может произойти произвольный поворот, в результате чего находящиеся там рабочие могут получить травмы.

Погрузка валов рулей, насадок, гребных винтов и дру­гих деталей комплекса производится под руководством лица, от­ветственного за перемещение грузов кранами или другой погру­зочной техникой.

Прессы, гидросъемники и другие приспособления, при­меняемые для выпрессовки и запрессовки втулок, полумуфт валов, гребных винтов и т. д., должны быть снабжены манометрами. На прессе должно быть указано наибольшее допустимое давление, а на циферблате манометра на соответствующем делении нанесена красная черта. Рабочее сечение стяжек должно соответствовать наи­большему допустимому давлению пресса. Стяжки должны иметь клеймо с указанием величины допустимой нагрузки.