Охрана Труда

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Способы борьбы с пожарами на судах транспортного флота

В зависимости от типа судна и его конструктивных особен­ностей, осуществляются профилактические мероприятия по пред­отвращению возможности возникновения пожаров. Эти меро­приятия устанавливаются правилами надзора за постройкой судов и требованиями Регистра.

При выполнении профилактических мероприятий значительно уменьшается вероятность пожара. Однако, несмотря на эти меры, все же пожары имеют место как на предприятиях, так и на судах морского и речного флота. Поэтому, кроме профилактических ме­роприятий, обязательно наличие огнегасительных средств в таком количестве и состоянии, чтобы любой пожар можно было быстро ликвидировать.

В соответствии с правилами Регистра каждое судно должно быть снабжено средствами пожаротушения, к которым отно­сятся противопожарные судовые системы и противопожарный инвентарь.

Процесс горения при пожаре может быть прекращен несколь­кими способами и в том числе: а) путем удаления окислителя или снижением его процентного содержания; б) удалением горючего вещества (снижением содержания его в зоне горения) или изме­нением его свойств; в) путем снижения температуры горючей среды охлаждением.

Практически ликвидация горения при пожарах производится одновременным применением нескольких способов. Имеется не­сколько разновидностей способа тушения, основанного на уда­лении окислителя или снижении его процентного содержания в го­рючей среде.

Основными из них являются:

  1. Тушение методом изоляции горящих объектов от окружаю­щей среды (закрытие или перекрытие или заделка всех отвер­стий и проемов).
  2. Тушение методом затопления или заполнения горящих ве­ществ негорючими веществами.

Способ тушения пожаров, основанный на прекращении до­ступа горючих веществ в зону горения, заключается в перекрытии задвижек и шиберов, постановке заглушек, установке колпаков с системой отводящих трубопроводов, устройстве гидравлических затворов и разобщении реагирующих веществ (кошма, засыпка песком, землей и т. д.).

Способ тушения, основанный на удалении гопючих веществ, находящихся близ зон горения, заключается в устройстве разры­вов и спуске горящей жидкости из резервуаров.

Способ тушения, основанный на разрушении зон горения, включает использование взрывчатых веществ и удаление горящих веществ для догорания в безопасные места.

Способ тушения, основанный на снижении температуры горя­щего вещества, заключается в перемешивании масс горящей жидкости, имеющей высокую температуру вспышки.

В зависимости от характера производственного процесса и кон­кретной обстановки, может быть решен вопрос о применении того или иного способа тушения пожара или их комбинации.

Согласно правилам Регистра, на судах внутреннего плавания СССР могут применяться следующие способы пожаротушения: водотушение, паротушение, пенотушение и углекислотное тушение.

Судовые системы водотушения. Для уничтожения пожара используют воду в виде компактных и распыленных струй. Компактная струя характеризуется неразрывным потоком жидкости с относительно небольшим живым сечением и значительными скоростями. Распыленная струя есть поток капель воды различных размеров, что сокращает расход воды при большей поверхности орошения.

Для подачи воды к месту пожара в виде компактных струй каждое судно, на котором предусмотрена правилами Регистра установка механических пожарных насосов, оборудуется центра­лизованной системой водотушения. Система водотушения состоит из пожарных насосов, водопровода, пожарных кранов и шлангов со стволами.

Пожарные насосы обычно устанавливаются в машинно-котель­ном отделении. Использование пожарных насосов разрешается только для целей пожаротушения и откачки воды из судов при авариях, а на судах, работающих на твердом топливе, и для осушения трюмов.

Мощность пожарного насоса должна обеспечить высоту струи не менее 10 м над наивысшей палубной надстройкой, при длине непрорезинеиного пенькового шланга 20 м с внутренним диамет­ром 50—63 мм (в зависимости от производительности насоса) и диаметре спрыска 13—16 мм.

Давление в пожарной магистрали обычно принимают 5—7 атм. Поднимать давление в магистрали более 7 атм. правилами Реги­стра запрещено. Для контроля и предотвращения чрезмер­ного давления на напорной трубе пожарного насоса должны уста­навливаться манометр и предохранительный клапан.

Пуск пожарных насосов применяется ручной и автоматиче­ский. При ручном пуске пожарная магистраль не всегда нахо­дится под давлением, тогда как при автоматическом пуске пожар­ная магистраль находится под давлением постоянно. При автома­тическом пуске стоит лишь открыть пожарный кран, и насос, вследствие падения давления в пожарной сети, автоматически включается в работу. Противопожарное водоснабжение может осуществляться по кольцевой или линейной системе трубопрово­дов. Линейную систему расположения трубопроводов разрешается ставить на небольших судах с небольшим количеством пожарных кранов. На всех пассажирских и товаро-пассажирских судах, а также на двухдечных дебаркадерах и стоечных судах специаль­ного назначения, имеющих механические насосы, разрешается устройство пожарной магистрали только кольцевой системы.

Кольцевая магистраль представляет собой замкнутое кольцо с. перемычками. Для выключения отдельных участков на пожар­ном трубопроводе устанавливаются разобщительные клапаны, расположенные в легко доступных местах. Диаметры пожарной магистрали и выкидных рукавов устанавливаются в зависимости от производительности пожарных насосов. При производитель­ности 50—60 м3 в час диаметр магистрали и рукавов принимается 63 мм, при производительности насосов менее 50 м3 в час — 50 мм.

Пожарный трубопровод разрешается устраивать из цельнотяну­тых или сварных труб. Арматура трубопровода может быть чу­гунная, с бронзовой гарнитурой. Для соединения рукавов со шту­церами кранов и стволами применяются быстросмыкающиеся си­стемы Рота или горца. Соединение Рота, благодаря наличию наружных кулачков, сравнительно легко и быстро присоединяется к пожарному крану, но оно является недостаточно плотным; по­этому на судах морского флота широкое применение нашли сое­динения Шторца, которые являются более плотными и надеж­ными, но осуществляются не так просто и быстро, как соединение Рота.

Количество и расположение пожарных кранов на магистрали принимаются с таким расчетом, чтобы при длине рукава в 20 м любая точка пожара могла быть обеспечена двумя струями. По­жарный кран обеспечивается выкидным рукавом и стволом со спрыском.

Выкидные рукава могут быть прорезиненными и непрорезиненными. Прорезиненный рукав более прочен, чем непрорезиненный, так как его ткань не намокает при работе, но он обладает боль­шей жесткостью, что вызывает появление складок и трещин. Для увеличения срока службы непрорезиненных рукавов, их рекомен­дуется пропитывать водонепроницаемым и противогнилостным со­ставом.

К концу выкидного рукава присоединяется ствол, назначением которого является получение компактной или распыленной струи воды и управление ею.

Водяные стволы подразделяются на ручные и лафетные (рис. 129). Лафетные стволы обеспечивают более мощное выбра­сывание струи, чем ручные, поэтому они устанавливаются па су­дах, предназначенных для перевозки громоздких палубных грузов, что затрудняет пользование пожарными шлангами. Лафетные стволы укрепляются на специальных подставках, или лафетах, и бывают как переносные, так и стационарные.

В настоящее время стволы изготовляются из алюминиевых сплавов четырех типов:

1) нормальные стволы со сменными спрысками для получения сплошных струй;

2)      перекрываемые стволы, позволяющие ствольщику прекращать подачу воды;

3)      стволы-распылители, позволяющие получать распыленную струю;

4)      комбинированные, дающие возможность получать, в зависимости от обстановки тушения пожара, компактную или расипыленную струю.

На конец конуса ствола для придания струе воды нужной формы и сечения навинчивается спрыск. Спрыски применяются нормальные, револьверные и спрыски-распылители.

Рис. 129. Пожарные стволы: а) нормальный ствол СА; б) лафетный ствол

Нормальные спрыски обеспечивают подачу цилиндрической струи. Револьверные спрыски обеспечивают при повороте спрыска возможность без перерыва в подаче воды переходить от одного сечения струи к другому. Спрыски-водораспылители обеспечивают выброс струи воды в виде мелкого дождя. Капли воды, быстро испаряясь, образуют вокруг горящего вещества облако пара, вследствие чего преграждается доступ кислорода воздуха к го­рящему веществу и прекращается процесс горения.

Спринклерная система. Спринклерная автоматически дей­ствующая система имеет широкое применение как на крупных предприятиях, так и на крупных морских пассажирских и грузо­пассажирских судах. Оборудованное спринклерной системой по­мещение имеет под потолком специально расположенную водо­проводную сеть, служащую для питания водой спринклеров.

Одной из основных составных частей спринклерных систем являются спринклерные головки, которые ввертываются в трубы спринклерной сети на расстоянии 2,5—3 м. Из большого коли­чества различных систем спринклерных головок наибольшее рас­пространение у нас получила головка, изображенная на рис. 130.

Рис. 130. Спринклерная головка

В случае возникновения пожара в верхней зоне помещения быстро поднимается температура воздуха. При достижении темпе­ратуры воздуха, достаточной для расплавления припоя спринклерной головки, последняя расплавляется. Расплавление припоя влечет за со­бой открытие клапана спринклера, и находящаяся под давлением вода в трубах выливается на огонь в виде душа. О возникшем пожаре и нача­ле действия спринклерной системы автоматически подается сигнал.

Спринклерные головки, приме­няемые в СССР, рассчитываются на температуру плавления припоя 72° С, 93° С, 141° С и 182° С.

Спринклерные противопожарные системы применяются водотрубные, сухотрубные и комбинированные. В водотрубной системе трубы по­стоянно заполнены водой и находят­ся под давлением. Водотрубную систему можно применять лишь в отапливаемых помещениях.

1-бронзовый штуцер; 2 — винтовая резьба; 3 — поддерживающее стремечко; 4 - металлическая диафрагма; 5 — отверстие для воды; 6 — распыли­тельная розетка; 7 — стеклянный кол­пак; 8, 9 и 10 — замок спринклера.

В сухотрубной системе трубы на­полнены сжатым воздухом под та­ким давлением, которое преодолевает давление воды на нижний диск контрольно-сигнального клапана и держит его закрытым. При открытии хотя бы одной спринклерной головки давление воз­духа снижается и система приходит в действие.

Эта система применяется для установок, располагаемых в не­отапливаемых помещениях.

В комбинированной системе трубы могут наполняться водой или сжатым воздухом, смотря по времени года или температур­ным условиям в помещении.

В некоторых случаях на судах устанавливают зместосприн­клерных дренчерные системы. Дренчерная система, как правило, является неавтоматической. Она непосредственно соединена с водопитателем. Вода с давлением около 1,5 атм. впускается в си­стему в момент пожарной опасности.

Система паротушения. Тушение водяным паром основано главным образом, на снижении содержания кислорода в зоны горения. При наличии в атмосфере концентрации пара по объему 35% и более процесс горения практически прекращается. Водя ной пар может применяться для тушения как твердых, так п жидких и газообразных веществ.

Паротушение получило весьма широкое распространение п. судах морского и речного флота. Система паротушения представляет собой трубопровод, изготовленный из цельнотянутых стальных труб, снабженных необходимой арматурой, предназначенный для подвода пара от главного или вспомогательного парового котла. Правилами Регистра предусматривается оборудование приборами паротушения грузовых трюмов, котельных и машинных отделений, угольных и нефтяных бункеров, топливных цистерн, материальных кладовых, фонарной и малярной. Па нефтеналивных судах паротушением оборудуются все грузовые отсеки, насосные и шланговые отделения, а также коффердамы

Пар поступает в систему паротушения, как правило, через редукционный клапан непосредственно от котла, так как по пра­вилам Регистра давление пара в системе не должно превышать 4 атм. для речных судов и 7 атм. для морских судов.

При оборудовании судов системой паротушения следует исхо­дить из расчета одновременного заполнения паром 50% общего объема, а для нефтеналивных судов — полного объема самого большого грузового отсека и всех смежных с ним. При выборе диаметра труб системы паротушения следует руководствоваться тем, что процесс заполнения паром должен длиться не более 10— 15 минут; внутренний диаметр труб должен быть не менее 20 мм и не более 40 мм.

Управление паротушением должно быть централизовано. Паро­распределительная коробка должна помещаться в легко доступ ном для экипажа месте и должна снабжаться соответствующими надписями. Маховички вентилей паротушителей должны быть окрашены в красный цвет.

Ввод отростков паропровода в помещения, где хранятся жидкие грузы, устраивается в верхней части помещения, а в сухо­грузном — на расстоянии не более 1 м от настила днища. На нефтеналивных судах с расширительными шахтами пар подво­дится под крышку расширительной шахты.

Тушение пожаров пеной. Пена состоит из пузырьков газа, oтделенных друг от друга пленкой жидкости.

В противопожарной технике в настоящее время используются два вида пены: химическая и воздушно-механическая.

Химическая пена получается в результате химической реакции и представляет собой пузырьки, заполненные углекислым газом, с оболочкой, состоящей из водных растворов солей.

Воздушно-механическая пена является результатом механи­ческого перемешивания раствора пенообразователя в воде с воз­духом и представляет собой пузырьки, заполненные воздухом, с оболочкой, состоящей из слабых водных растворов солей.

Тушение пожаров пеной основано на том, что ее слой опре­деленной толщины вызывает частичное охлаждение горящей по­верхности, препятствует доступу кислорода воздуха и создает тепловую изоляцию поверхности вещества от притока тепла из зоны пламени, так как пена легче всех жидкостей и твердых ма­териалов.

Тушение пожаров пеной используется на судах, как одно из основных средств противопожарной защиты.

Ручные пенные огнетушители размещаются в наи­более угрожаемых в пожарном отношении местах судна и пред­назначены для тушения пожаров в самом начале их возникно­вения.

В настоящее время на судах речного флота наиболее широко применяются огнетушители типа «Богатырь» (ОП-1 и ОП-З).

Жидкопенный огнетушитель ОП-1 (рис. 132) состоит из кор­пуса листовой стали, внутри освинцованного, имеющего емкость ГО л. Он имеет горловину с крышкой и ударником, а также ручки — нижнюю и верхнюю. При пользовании огнетушителем его перевертывают вниз горловиной к ударяют о пол ударником. Ударник разбивает колбу с серной кислотой, которая, соединяясь с щелочным раствором двууглекислой соды в присутствии лакрич­ного экстракта, находящихся в корпусе огнетушителя, образую пену, выбрасываемую струей из спрыска. При этом химически) реакция происходит по формуле:

2NaHC03 + H2SO4 = Na2S04 + 2H2О + 2CO2

Заряд огнетушителя № 1 состоит из 300 г двууглекислой соды растворяемой в 9 л воды, 50 г экстракта лакричного корня для усиления пенообразования и 285 см3 серной кислоты, крепостью 40° по шкале Боме Этот тип огнетушителя дает жидкую пену в течение до 1 мин. 20 сек. в количеств! 25 л при дальности струи 6—8 м. Густопенный огнетушитель ОП-3 от личается от огнетушителя № 1 тем, что имеет две одно­временно разбиваемые кол­бы, из которых одна вме­щает 170 ем3 раствора сернокислого алюминия кре­постью 35° по Боме, а дру­гая 185 см3 серной кислоты крепостью 65,5° по Боме. Корпус огнетушителя имеет емкость 10 л и заполнен 500г двууглекислой соды и 70 г лакричного экстракта для усиления пенообразования. Принцип действия тот же, что и ОН-1.

Углекислотная противопожарная система. Углекислотное по­жаротушение основано на негорючести углекислого газа, который, будучи введенным в зону горения, разбавляет атмосферу, тем са­мым снижает процентное содержание кислорода или горючего, в связи с чем падает интенсивность горения.

Основные физические данные С02 — удельный вес при 0° и давлении 760 мм ртутного столба — 1,529; критическая темпе­ратура 31,1°С, а критическое давление 73 атм. Жидкая угле­кислота при выпуске ее из баллона переходит в твердое состояние в виде снега с температурой — 78,5°; твердая углекислота при на­греве мгновенно переходит в газообразное состояние, занимая при этом в 400—500 раз больший объем.

Вследствие низкой электропроводности, углекислый газ ши­роко может быть использован для ликвидации пожаров в элек­тротехнических установках. Вообще углекислый газ может быть успешно применен для тушения в подавляющем большинстве слу­чаев, кроме таких, например, как горение кинопленки и некоторых других материалов, которые в силу своих физических и хими­ческих свойств продолжают гореть в атмосфере, содержащей значитель­ный процент углекислого газа.

Рис. 133. Огнетушитель ОП-3

1—корпус огнетушителя; 2— гор­ловина; 3— крышка; 4—удар­ник; 5—спрыск; 6— предохра­нитель мембранного типа; 7— сетчатый цилиндр; 8 и 9—кис­лотные колбы; 10— пружины; 11—верхняя ручка; 12—ниж­няя ручка

Углекислотное тушение получило широкое распространение на судах морского флота. На крупных морских су­дах для тушения пожара углекислым га­зом устраиваются специальные углекислотные станции, расположенные на верх­ней палубе. Станция состоит из углекислотных баллонов с пуско­выми клапанами, соединенными трубопроводом с постом, имею­щим распределительную коробку с запорными клапанами, от которых в каждый трюм проводятся стальные трубы. Углекис­лый газ, попадая в трюм, вытесняет из помещения воздух, что создает условия, при которых горение прекращается. ~ Для тушения пожаров в закрытых помещениях используются углекислотные огнетушители. Они могут быть ручные, передвиж­ные и стационарные. Правилами Регистра в за­висимости от типа судна определено, какими противопожарными средствами должны быть снабжены суда внутреннего плавания.