Охрана Труда

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Меры безопасности при производстве взрывных подводных работ

Методами взрывания производятся дноуглубительные работы, работы по удалению скал, карчей и других предметов, мешаю­щих судоходству и лесосплаву, по удалению подводных свай и шпунтового ряда, по разрушению старых мостовых устоев, по взрыванию затонувших судов и пр.

Взрывные дноуглубительные работы обычно производятся с лодок, поэтому в первую очередь регламентируется количе­ственный состав бригады и распределение обязанностей между членами бригады. Кроме того, установлены порядок и методы укладки зарядов в лодке и меры безопасности при их опускании и при производстве взрыва.

Так, при опускании зарядов с лодок в каждой лодке должна находиться бригада в составе не более пяти человек (начальни­ка партии, двух гребцов, взрывника и рулевого).

Гребцов и рулевого назначают из числа лиц, хорошо умею­щих управлять лодкой. Лодка должна быть снабжена необходи­мыми спасательными принадлежностями.

В кормовой части лодки укладываются заряды в количестве не более 10 штук общим весом не более 30 кг. Укладка зарядов в лодке производится лично взрывником с таким расчетом, чтобы они не могли смещаться при толчках во время перевозки.

При движении лодки с зарядами вниз по течению лодка должна направляться несколько наискось течению, и заряды не­обходимо опускать с одной стороны по течению. После опускания зарядов лодка отходит за пределы опасной зоны, но не менее чем на 100 м, в направлении, которое устанавливает руководи­тель работ в зависимости от местных условий.

Чтобы при погружении в воду заряд свободно опускался на. дно, его удельный вес должен быть не менее 1,5. При опускании к заряду прочно прикрепляется буек.

Чтобы предохранить заряд при его погружении от действия, воды, в качестве оболочки для патронирования зарядов, состоя­щих из порошкообразных аммиачно-селитренных взрывчатых ве­ществ, обычно применяется специальная тара (оболочки). Для зарядов, заглубляемых в грунт с помощью гидробура, обсадной трубы, обязательно наличие водонепроницаемой оболочки.

При производстве взрывных дноуглубительных работ взры­вание применяется огневое и электрическое. Если заряды закла­дываются водолазами, огневое взрывание запрещается. В этих случаях применяют метод электрического взрывания или при­меняют детонирующий шнур.

При огневом взрывании длина огнепроводного шнура одного заряда допускается не менее 1 м, а общее количество одновре­менно опускаемых зарядов должно быть не более десяти.

При подводном взрывании работа водолазов и купание лю­дей запрещается в радиусе не менее 500 м от места взрыва при зарядах до 50 кг, а при зарядах свыше 50 кг—-не менее 1000 м.

При производстве групповых взрывов судовой ход закры­вается для движения судов. С этой целью на сигнальных мачтах выше и ниже места взрывов вывешиваются установленные «Пра­вилами плавания на внутренних водных путях» запретительные сигналы и, кроме того, работники взрывной партии, находящиеся на лодках, предупреждают подходящие суда о производящихся взрывных работах. Суда, идущие снизу вверх по течению, оста­навливаются не менее чем за 1,8 км от места взрывов, а суда, идущие сверху вниз, за 1 —1,5 км в месте, удобном для разво­рота и стоянки.

Если заряды опускаются со льда в заранее подготовленные лунки, необходимо при приготовлении прорубей пользоваться доской длиной не менее 1,5—2,5 м и шириной 0,2—0,3 м, укла­дываемой под ноги. Образованную взрывом полынью необходимо ограж­дать вешками, а в ночное время — красными фонарями.

При производстве взрывных работ па внутренних водных путях патрони­рование разрешено производить под открытым небом на берегу на расстоя­нии не менее 200 м от склада ВМ. Ме­сто для патронирования выбирается на расстояние не менее 25 м от места за­готовки зарядов.

Изготовление патронов-боевиков показано на рис. 118. Ликвидацию от­казавших зарядов разрешается произ­водить при ледокольных работах путем вытаскивания их из лунок не ранее чем через 15 минут после последнего взрыва, путем привязывания к отказав­шему заряду нового заряда весом не менее 25% веса отказавшего заряда. Оба заряда вновь опускаются в воду и взрываются.

При дноуглубительных работах ликвидация невзорвавшегося заряда производится путем опускания другого заряда вблизи невзорвавшегося и взрывания обоих, т. е. в этом случае вытаскивать отказавший заряд из воды не требуется.


 

Помощь специалисту