Охрана Труда

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Причины пожаров и пожарная безопасность

Причины пожаров и пожарная безопасность

Пожарная безопасность — это состояние объекта, при котором с ре­гламентируемой вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействий на людей опасных факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей (ГОСТ-12.1.033-81).

Пожары причиняют большие убытки хозяйствам и часто приводят к несчастным случаям с людьми. Поэтому предотвращение пожаров одно­временно является предупреждением травматизма.

Каждый тракторист-машинист обязан знать правила пожарной безо­пасности, причины пожаров, способы тушения пожара и соблюдать противо­пожарный режим.

При работе на тракторах пожары возникают по многим причинам, ос­новные из них: неисправность системы питания и смазки работающего дви­гателя, неисправность электрооборудования, часто загорания бывают от искр, вылетающих из выхлопных труб, не оборудованных искрогасителями или их неисправности, а иногда от искр вылетающих через неплотности в местах соединения фланцев колектора с блоком двигателя и фланцем выхлопной трубы, несоблюдение требований пожарной безопасности при курении, при заправке тракторов горючим, небрежное обращение с открытым огнем, попадание соломистой массы на нагретые части двигателя, мойка трактора и его частей бензином, разрыв газовой турбины турбокомпрессора, и другие.

Пожар легче предотвратить, чем потушить. Поэтому надо знать причины возникновения пожаров и выполнять правила пожарной безо­пасности. Для предотвращения пожара нельзя допускать скопления на двигателе и его картере грязи, смешанной с топливом и маслом, «мазутом», оставлять в кабине и на двигателе загрязненные топливом и маслом обтирочные материалы, допускать протекания топлива и масла в местах соединения трубопроводов, пролитое топливо и масло нужно вытирать. Бензобачек пускового двигателя заправлять только при неработающем двигателе и остывшей выхлопной трубе. Постоянно надо следить за состоянием изоляции и надежным креплением электропроводов, так как искрение в местах повреждения изоляции провода и ослабление крепления в местах подсоединений может вызвать пожар, особенно летом, а также за исправностью выхлопной трубы с целью исключения выбрасывания искр.

При остановке двигателя следует выключать выключатель массы. Запрещается пользоваться открытым огнем для подогрева топливопроводов, впускного колектора и поддона двигателя для облегчения пуска двигателя в холодное время года.

Нельзя оббивать кабины бумагой, картоном и другими легкозагорающими материалами, а также перевозить в кабине легковоспламеняющиеся вещества.

При пользовании предпусковым подогревателем двигателя запрещается: запускать предпусковой подогреватель или проводить повторный запуск после обрыва факела без предварительной продувки котла; запускать его в поме­щении и оставлять запущенный без присмотра.

Согласно норм обеспечения машин средствами пожаротушения каждый трактор и самоходное шасси должен быть укомплектован огнетушите­лем и штыковой лопатой.

Наиболее опасный в пожарном отношении период полевых работ — уборка урожая. Сухие хлебные массивы на корню и в валках на стерне при высокой температуре окружающего воздуха легко воспламенимы.

При срезании хлебной массы сухие стебли растений могут наматы­ваться на вращающиеся части мотовила, подборщика, на валы и шкивы и загораться от трения, если наматывающуюся соломенную массу своевре­менно не удалить.

Нельзя устранять неисправности и прочищать засорившиеся топливопро­воды при работающем или не остывшем после остановки двигателе.

Во время работы на уборке около трактора собирается много легковоспламеняющейся пыли, половы. Поэтому очень важно своевременно выявить и устранить на тракторах всевозможные причины, которые могут вызвать пожар.

Протекание бензина и дизельного топлива в системе питания и сое­динения топливопроводов опасно возможным загоранием двигателя, так как топливо попадая на горячие части двигателя может воспламенится.

К уборке урожая допускаются только технически исправные тракторы, после тщательной регулировки электрооборудования, системы питания, системы смазки и полного устранения протекания горючего и масла. Тракторы должны быть оборудованы защитными противопожарными приспособлениями: искрогасителями, щитками и сетками, закрывающими коллекторы и другие сильно нагревающиеся части, а также первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) в соответствии с нормами.

Работа тракторов на уборке урожая без капотов или с открытыми капотами (с открытым двигателем) запрещается. Необходимо следить за исправностью медно-асбестовых прокладок между блоком двигателя, выхлопными коллекторами и выхлопной трубой.

Оседающие на нагревающиеся части двигателя полова и пыль могут стать причиной пожара. Поэтому двигатель надо ежедневно очищать и не допускать скопления около выхлопной трубы и на нагревающихся частях двигателя легковоспламеняющихся материалов. Выпускную трубу следует своевременно очищать от нагара, чтобы во время работы из нее не вылетали искры.

В сельской местности для тушения пожара используют тракторы с плугами и другими почвообрабатывающими машинами.

Если в хлебном массиве загорится трактор, его надо немедленно вывести из загонки и тушить первичными средствами пожаротушения. В случае загорения двигателя трактор надо немедленно остановить, заглу­шить двигатель, перекрыть (прекратить) подачу топлива, при необходимости разомкнуть цепь низкого напряжения выключателем массы «ВК», а при его отсутствии отсоединить клемму от аккумуляторной батареи, а очаг огня тушить огнетушителями или подручными средствами — накрыть его мокрым брезентом, кошмой, мешковиной, одеждой, засыпать песком, землей, сбить огонь. В случае загорания хлебного массива, и если не удастся погасить пламя подручными средствами, необходимо очаг пожара опахать впереди распространяющегося огня. Для этого в поле должен быть дежурный трактор с плугом или плуг.

При тушении воспламенившегося горючего следует пользоваться порошковым огнетушителем, песком, землей или покрывалом. Применять в этом случае воду нельзя, так как нефтепродукты легче воды и, всплывая, они еще больше увеличивают поверхность горения.

При временных перерывах во время уборки трактор надо отвести на расстояние не менее 3 л от хлебного массива. Пусковой двигатель следует заводить вне загонки.

Выпускные трубы работающих на стационаре тракторов надо удлинить, конец изогнутой трубы опустить в бочку с водой, а приводимую в движение от трактора машину соединить с ним тросом, чтобы в случае пожара ее можно было быстро передвинуть в безопасное место. В местах работы тракторов на стационаре должны быть предусмотрены средства пожаротушения: ящик с песком, лопаты, емкости с водой, ведра и средства оповещения о возникновении пожара.

При работе на тракторе нельзя носить промасленную, пропитанную горючим спецодежду.

Если на человеке загорелась одежда, то нужно как можно побыстрее погасить огонь, но при этом нельзя сбивать пламя незащищенными руками.

Воспламенившуюся одежду надо быстро сбросить, сорвать, либо пога­сить, заливая водой, а зимой присыпая снегом. Можно сбить пламя, катаясь в горящей одежде по земле. На человека в горящей одежде можно накинуть плотную ткань, брезент, одеяло, которые после ликвидации пла­мени необходимо убрать, чтобы уменьшить термическое воздействие на кожные покровы. Человека в горящей одежде нельзя укрывать с головой, так как это может привести к поражению органов дыхания и отравлению токсичными продуктами горения.

Тушить загоревшуюся одежду на человеке пенным огнетушителем нельзя, так как серная кислота разъедает полученные ожоги на кожном покрове.

Топливо и масла хранить вне складов нефтепродуктов опасно. Крайне опасно хранить горючее и легковоспламеняющиеся жидкости в открытых или неплотно закрывающихся емкостях. Вот один из харак­терных случаев.

На территории Луганского треста совхозов водитель Н. утром поста­вил ведро бензина в подвале. А вечером того же жаркого июльского дня он вошел в подвал за чем-то и зажег спичку. Мгновенно произошел силь­ный взрыв паров бензина. При этом перекрытие подвала было разбро­сано ударной взрывной волной в разные стороны на расстояние 15—20 м, ведро с бензином осталось на месте и не загорелось. А пострадавший загорелся пламенем, горели пары бензина, вонзившиеся ударной волной в тело при взрыве. Пострадавший вместо тушения на себе пламени, побежал в ближайшую больницу (250 м). Несмотря на то, что он был в одних трусах на всем пути горел факелом. В больнице пламя затушили, но из-за сильных ожогов в области груди и живота, пострадавший на 19-й день умер.

Кроме паров топлива, большая запыленность растительной и мучной пылью производственных помещений также создает повышенную взрыво-пожроопасность.

Так, в с. Семикозивка, Беловодского района Луганской области трак­торист-машинист работал на переработке кормов в кормоцехе. При уборке накопившейся мучной пыли на ДКУ, трубах и окнах он ударил лопатой по трубам, чтобы сбить с них пыль. Пыль поднялась облаком, повысилась запыленность в помещении до взрывопожароопасной концен­трации и произошел сильный взрыв, спровоцированный сигаретой. Трак­торист-машинист получил сильные ожоги и вклинения в открытые части тела, частичек пыли. После лечения в больнице на лице остались следы сильных ожогов.