Переноска тяжестей на предприятиях по производству подъёмно-транспортных машин
На предприятиях по производству ПТМ в процессе сборки механизмов осуществляется переноска тяжестей вручную. Норма переноски тяжестей на высоту до 3 м и на расстояние до 25 м для мужчин — не более 50 кг, для женщин — не более 15 кг (при подъеме груза на высоту свыше 1,5 м —10 кг). Подросткам 16—18, лет разрешается переносить предметы массой 16—18 кг для юношей и 10 кг для девушек.
Требования безопасности при эксплуатации простейших подъёмно-транспортных устройств
В большинстве случаев на машиностроительных заводах для подъема и перемещения грузов широко используют простейшие подъемно-транспортные устройства: блоки, домкраты, ручные лебедки и тележки и некоторые другие.
Основной причиной травматизма при использовании блоков является спадание с них каната или цепи, особенно ври подъеме груза. Кроме того, при раскачке блоков возможно соскальзывание каната или цепи с крюка. Для обеспечения безопасной эксплуатации блоков применяют специальные распорные устройства, чаще всего в виде одного-двух винтов, ввинчиваемых в обойму под блоком в непосредственной близости от него (рис. 34).
Это простое предохранительное устройство позволяет исключить возможность заклинивания каната между блоком и обоймой, которое может стать причиной травмирования рабочих. В полиспастах с ручным приводом, работающих с пеньковыми и капроновыми канатами, используют тормозные предохранительные устройства, фиксирующие конец каната после снятия с него тягового усилия.
Ручные лебедки представляют опасность с точки зрения возможности самопроизвольного опускания груза. При этом может иметь место травмирования как самим грузом, так и приводными рукоятками. Поэтому этот вид устройств необходимо оборудовать автоматически действующим тормозом или безопасными рукоятками. В этом случае следует использовать нормально закрытые тормоза, постоянно удерживающие лебедку в заторможенном состоянии. Включение тормоза растормаживает систему.
Безопасные рукоятки могут быть двух типов. В первом случае скорость подъема и спуска груза определяется скоростью вращения рукоятки. Во втором случае скорость спуска груза может быть значительно большей, так как он происходит под действием силы тяжести груза, но имеется возможность его регулирования изменением усилия нажатия на рукоятку.
В безопасных рукоятках первого типа может использоваться принцип устройства дисковых тормозов (рис. 35, а).
Навинчивание рукоятки на резьбу при подъеме груза приводит к тому, что она прижимает фрикционный диск к храповому колесу 1, вызывая его вращение. Момент трения в резьбе должен быть меньше момента собственной массы рукоятки. Поэтому последняя должна быть неуравновешенной. В безопасной рукоятке второго типа (рис. 35, б) при вращении рукоятки в сторону, соответствующую подъему груза, храповое колесо 1 проворачивается и собачка 5 скользит по нему, не препятствуя движению, но исключает поворот колеса в обратную сторону под действием поднятого груза. Для опускания груза рукоятку 3 немного отводят в направлении против часовой стрелки, отжимая при этом пружину 8, размыкающую через плечо рукоятки ленточный тормоз 4, который крепится с помощью пальцев 6 и 7 к колесу и рукоятке. Размыкание тормоза вызывает разъединение тормозного шкива 2 с храповым колесом. Под действием силы тяжести груз начинает опускаться, так как вал системы расторможен. Если рукоятку опустить, пружина 8 вновь замкнёт тормоз, движение прекратится.
Из применяемых в машиностроении типов домкратов наиболее безопасными являются винтовые, однако они имеют низкий КПД (0,3—0,4), поэтому чаще используют поршневые гидравлические домкраты. Возможно использование также реечных домкратов. Во всех случаях основную опасность представляет аварийное падение (опускание) поднятого груза. Для предупреждения самопроизвольного опускания груза при ручном приводе применяют безопасные рукоятки и храповые устройства, аналогичные применяемым в ручных лебедках, а при машинном — тормоза. Для повышения безопасности использование ручных гидравлических домкратов при внезапном падении давления в гидросистеме положение головки штока поршня по мере подъема фиксируется прокладками, полукольцами и т. п.
Из домкратов с машинным приводом разрешается применять только винтовые, самотормозящие с блокировкой привода, который отключается при достижении грузом крайнего положения.
Ручные безрельсовые тележки являются источником травматизма при погрузке и разгрузке крупных деталей, характерных для заводов по производству ПТМ. Для исключения травматизма при их эксплуатации необходим учет конфигурации тары (рис. 36). В тех же целях необходимо использование специальных устройств.
Так, для перевозки мелких деталей в ящиках повсеместно применяют ящичные поддоны, под которые подводят плоские низкорасположенные платформы грузовых тележек (рис. 37).
Общим требованием, предъявляемым к ручным тележкам всех типов, является их минимальная масса. Центр масс груза должен быть расположен по возможности ниже, ближе к колесам, что ослабляет опрокидывающее усилие, действующее на тяговые рукоятки тележки.