Охрана Труда

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Требования безопасности при эксплуатации простейших подъёмно-транспортных устройств

Переноска тяжестей на предприятиях по производству подъёмно-транспортных машин

На предприятиях по производству ПТМ в процессе сборки механизмов осуществляется переноска тяжестей вручную. Норма переноски тяжестей на высоту до 3 м и на расстояние до 25 м для мужчин — не более 50 кг, для женщин — не более 15 кг (при подъеме груза на высоту свыше 1,5 м —10 кг). Подросткам 16—18, лет разрешается переносить предметы массой 16—18 кг для юношей и 10 кг для девушек.

Требования безопасности при эксплуатации простейших подъёмно-транспортных устройств

В большинстве случаев на машиностроительных заводах для подъема и перемещения грузов широко используют простейшие подъемно-транспортные устрой­ства: блоки, домкраты, ручные лебедки и тележки и некото­рые другие.

Основной причиной травматизма при использовании блоков является спадание с них каната или цепи, особенно ври подъеме груза. Кроме того, при раскачке блоков возможно соскальзывание каната или цепи с крю­ка. Для обеспечения безопасной эксплуатации блоков применяют специальные распорные устройства, чаще всего в виде одного-двух винтов, ввинчиваемых в обойму под блоком в непосредственной близости от него (рис. 34).

Это простое предохранительное устройство позволяет исключить возможность заклинивания каната между бло­ком и обоймой, которое может стать причиной травмирования рабочих. В полиспастах с ручным приводом, работающих с пеньковыми и капроновыми канатами, используют тормозные предохранительные устройства, фиксирующие конец каната после снятия с него тягового усилия.

Ручные лебедки представляют опасность с точ­ки зрения возможности самопроизвольного опускания гру­за. При этом может иметь место травмирования как самим грузом, так и приводными рукоятками. Поэтому этот вид устройств необходимо оборудовать автоматически дейст­вующим тормозом или безопасными рукоятками. В этом случае следует использовать нормально закрытые тормоза, постоянно удерживающие лебедку в заторможенном сос­тоянии. Включение тормоза растормаживает систему.

Безопасные руко­ятки могут быть двух ти­пов. В первом случае ско­рость подъема и спуска груза определяется скоростью вращения рукоятки. Во вто­ром случае скорость спуска груза может быть значи­тельно большей, так как он происходит под действием силы тяжести груза, но имеется возможность его регу­лирования изменением усилия нажатия на рукоятку.

В безопасных рукоятках первого типа может исполь­зоваться принцип устройства дисковых тормозов (рис. 35, а).

Навинчивание рукоятки на резьбу при подъе­ме груза приводит к тому, что она прижимает фрикцион­ный диск к храповому колесу 1, вызывая его вращение. Момент трения в резьбе должен быть меньше момента собственной массы рукоятки. Поэтому последняя должна быть неуравновешенной. В безопасной рукоятке второго типа (рис. 35, б) при вращении рукоятки в сторону, соответствующую подъему груза, храповое колесо 1 прово­рачивается и собачка 5 скользит по нему, не препятствуя движению, но исключает поворот колеса в обратную сто­рону под действием поднятого груза. Для опускания груза рукоятку 3 немного отводят в направлении против часовой стрелки, отжимая при этом пружину 8, размы­кающую через плечо рукоятки ленточный тормоз 4, кото­рый крепится с помощью пальцев 6 и 7 к колесу и рукоятке. Размыкание тормоза вызывает разъединение тормозного шкива 2 с храповым колесом. Под действием силы тяжести груз начинает опускаться, так как вал системы растормо­жен. Если рукоятку опустить, пружина 8 вновь замкнёт тормоз, движение прекратится.

Из применяемых в машиностроении типов домкратов наиболее безопасными являются винтовые, однако они имеют низкий КПД (0,3—0,4), поэтому чаще используют поршневые гидравлические домкраты. Воз­можно использование также реечных домкратов. Во всех случаях основную опасность представляет аварийное паде­ние (опускание) поднятого груза. Для предупреждения самопроизвольного опускания груза при ручном приводе применяют безопасные рукоятки и храповые устройства, аналогичные применяемым в ручных лебедках, а при ма­шинном — тормоза. Для повышения безопасности исполь­зование ручных гидравлических домкратов при внезапном падении давления в гидросистеме положение головки штока поршня по мере подъема фиксируется прокладками, полукольцами и т. п.

Из домкратов с машинным приводом разрешается применять только винтовые, самотормозящие с блокиров­кой привода, который отключается при достижении гру­зом крайнего положения.

Ручные безрельсовые тележки являются источником травматизма при погрузке и разгрузке круп­ных деталей, характерных для заводов по производству ПТМ. Для исключения травматизма при их эксплуатации необходим учет конфигурации тары (рис. 36). В тех же целях необходимо использование специальных устройств.

Так, для перевозки мелких деталей в ящиках повсеместно применяют ящичные поддоны, под которые подводят плос­кие низкорасположенные платформы грузовых тележек (рис. 37).

Общим требованием, предъявляемым к ручным тележ­кам всех типов, является их минимальная масса. Центр масс груза должен быть расположен по возможности ниже, ближе к колесам, что ослабляет опрокидывающее усилие, действующее на тяговые рукоятки тележки.