К вентиляции помещений речных и морских судов, в силу их тесноты, отсутствия достаточного количества света, наличия сырости, наличия большого количества различных тепловых механизмов, приборов, трубопроводов и т. д.,
предъявляются повышенные требования как с гигиенической, так и с противопожарной точек зрения.
Неправильно рассчитанная и установленная вентиляция ведет к неудовлетворительным метеорологическим и гигиеническим условиям, что вредно отражается на работоспособности судового состава и самочувствии пассажиров. Кроме того, плохая вентиляция вредно отражается на сохранности и правильности работы электрических машин и некоторых других специальных механизмов.
Основные требования, предъявляемые Регистром к судовым вентиляционным установкам, с точки зрения пожаробезопасности и взрывобезопасности, сводятся к следующему:
1. Машинно-котельные отделения паротеплоходов, работающие на жидком топливе, а также суда, предназначенные для перевозки нефтепродуктов, нефтеперекачивающие станции и помещения, где расположены запасные цистерны для иефтетоплива, должны иметь вытяжную вентиляцию. Эта вентиляция должна обеспечить содержание в воздухе горючих газов, как в самих отделениях, так и под их настилом, не выше установленных санитарно-гигиенических норм.
2. Места хранения нефтепродуктов на судах — топливные цистерны и отсеки — должны быть снабжены надлежащими средствами для обеспечения содержания в них горючих газов не взрывоопасной концентрации (вентиляция с установкой виндзелей, пропаривание после израсходования нефтепродуктов и т. д.)
3. Необходимо насосное помещения судов, перевозящих нефпродукты, оборудовать самостоятельной вентиляцией. Вытяжная система вентиляции должна быть искусственной, приточная может быть естественной, Вытяжная вентиляция должна обеспечивать поддержание во всех участках помещений концентрацию углеводородов не выше санирарно-гигиенических норм и, во вся ком случае, создавать не менее 25—30-кратного обмена воздуха к час; для моторных рубок не менее 10-кратного.
Вентиляционные установки разрешается располагать как самом насосном помещении, так и впе его. Непосредственно в насосном помещении допускается установка вентиляторов с паровыми двигателями; в случае применения вентиляторов с электродвигателями последние должны быть установлены вне насосного отделения.
4. Если для вентиляции насосных помещений применяется воздушная эжекционно-вытяжная вентиляция с установкой электровентиляторов вне насосных помещений, например: в граничащее с насосным помещением машинное отделение или в специальную выгородку на верхней палубе, изолированную от насосного помещения и моторной рубки,—вентилятор может быть установлен в насосном помещении и соединен с электродвигателем валом, снабженным в мемтах прохода через переборку или палубу газонепроницаемым сальником. При этом должны быть выполнены требования взрывобезопасности, предъявляемые к устройству электрооборудования на нефтеналивных судах.
5. Если вентилятор устанавливается в насосном помещении или может принимать воздух непосредственно из насосного помещения, вентилятор и кожух должны быть изготовлены из материала, не вызывающего ценообразования при случайном задевании крылаткой кожуха вентилятора.
6. Для вентиляции насосных помещений могут быть допущены также паро-эжекцианные установки.
7. Трубопровод вытяжной вентиляции насосных помещений должен иметь такое расположение приемников, которое обеспечило бы равномерный и достаточно эффективный отсос углеводорода из всех мест выделения его.
8. Должна быть обеспечена невозможность проникновения газов по вентиляционным трубопроводам из насосного помещении в смежные отделения (машинное отделение, моторная рубка, помещения электродвигателей вентиляторов и др.) во время бездействия вентиляционной установки (герметичные отсоединяющие идиижки).
9. Допускается использование вентиляционной установки насосных отделении для вентиляции танков через погрузочно-разгрузочные и зачистные трубопроводы.
10. Все задвижки на вентиляционных трубах в насосном помещении должны быть устроены так, чтобы исключалась всякая возможность новообразования при пользовании ими.
11. Все трюмы и междупалубные пространства, служащие для перевоза нефтепродуктов 1-го и 2-го разряда в таре, должны быть снабжены вентиляционными устройствами, обеспечивающими не менее 10-кратного обмена воздуха в час. Вентиляционные трубы должны быть выведены на открытую палубу на высоту не менее 2 м над ней, а вблизи надстроек — не ниже верха последних и снабжены огнепреградительными сетками, доступными для осмотра, очистки и замены.
12. Вентиляционные трубы (каналы), проходящие через противопожарные переборки, должны пересекать последние в наиболее высоком поясе и иметь разобщительные задвижки, доступные для закрытия с обеих сторон переборок.
13. При работе двигателей или котлов на жидком топливе должна быть предусмотрена возможность немедленной остановки искусственной вентиляции машинного отделения, а также возможность закрытия вентиляционных отверстий в машинно-котельные отделения.
Следует иметь в виду и другие требования, улучшающие работу вентиляционных установок в судовых условиях.
1. Дефлекторы должны быть расположены в наиболее открытых местах судна. Поворотные дефлекторы требуется устанавливать на вертикальном патрубке — комингсе. По Правилам Регистра высота комингса для морских судов должна быть не менее 915 мм при установке на главной палубе и 760 мм при установке на крышах надстроек.
2. Для обеспечения работы вентиляции в штормовую погоду, необходимо располагать дефлекторы в местах, не заливаемых водой во время шторма. Комингсы дефлекторов на морских и озерных судах желательно снабжать штормовыми крышками, которые ставить перед штормом или на период зимнего отстоя судна.
3. Все дефлекторы снабжать предохранительными сетками для защиты воздухопровода от попадания в него мусора, а дефлекторы, предназначенные для вентиляции аккумуляторных и насосных помещений с нефтеперекачивающими насосами, снабжать огневыми предохранителями — латунными сетками с числом ячеек не менее 144 на 1 см2.
4. Воздухопровод должен иметь минимальную длину, для чего следует располагать вентилятор центрально по отношению к вентилируемым помещениям.
5. Изгибы (колена) воздуховодов необходимо выполнять с максимальным радиусом, не менее 1,5 диаметра от центра кривизны до оси трубы. Для уменьшения аэродинамических сопротивлений в коленах больших сечений рекомендуется устанавливать направляющие лопатки.
6. Ввиду ограниченности места целесообразна скрытая прокладка воздуховодов, но при условии удобного доступа для их обслуживания.
7. В банях, прачечных и других влажных помещениях трубы следует прокладывать с уклоном для стока влаги.
8. Во избежание конденсации паров воды на воздуховодах для уменьшения нагрева подаваемого воздуха трубы приточной вентиляции, проходящие через жилые и служебные помещения, должны быть теплоизолированы.