Охрана Труда

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Требования, предъявляемые к судовым вентиляционным установкам

К вентиляции помещений речных и морских судов, в силу их тесноты, отсутствия достаточного количества света, наличия сырости, наличия большого количества различных тепловых механизмов, приборов, трубопроводов и т. д.,

предъявляются по­вышенные требования как с гигиенической, так и с противопо­жарной точек зрения.

Неправильно рассчитанная и установленная вентиляция ведет к неудовлетворительным метеорологическим и гигиеническим условиям, что вредно отражается на работоспособности судового состава и самочувствии пассажиров. Кроме того, плохая венти­ляция вредно отражается на сохранности и правильности работы электрических машин и некоторых других специальных меха­низмов.

Основные требования, предъявляемые Регистром к судовым вентиляционным установкам, с точки зрения пожаробезопасности и взрывобезопасности, сводятся к следующему:

1. Машинно-котельные отделения паротеплоходов, работаю­щие на жидком топливе, а также суда, предназначенные для перевозки нефтепродуктов, нефтеперекачивающие станции и по­мещения, где расположены запасные цистерны для иефтетоплива, должны иметь вытяжную вентиляцию. Эта вентиляция должна обеспечить содержание в воздухе горючих газов, как в самих отделениях, так и под их настилом, не выше установленных сани­тарно-гигиенических норм.

2. Места хранения нефтепродуктов на судах — топливные цистерны и отсеки — должны быть снабжены надлежащими сред­ствами для обеспечения содержания в них горючих газов не взрывоопасной концентрации (вентиляция с установкой виндзелей, пропаривание после израсходования нефтепродуктов и т. д.)

3. Необходимо насосное помещения судов, перевозящих нефпродукты, оборудовать самостоятельной вентиляцией. Вытяжная система вентиляции должна быть искусственной, приточная может быть естественной, Вытяжная вентиляция должна обеспечивать поддержание во всех участках помещений концентрацию углеводородов не выше санирарно-гигиенических норм и, во вся ком случае, создавать не менее 25—30-кратного обмена воздуха к час; для моторных рубок не менее 10-кратного.

Вентиляционные установки разрешается располагать как самом насосном помещении, так и впе его. Непосредственно в насосном помещении допускается установка вентиляторов с па­ровыми двигателями; в случае применения вентиляторов с электродвигателями последние должны быть установлены вне насос­ного отделения.

4. Если для вентиляции насосных помещений применяется воздушная эжекционно-вытяжная вентиляция с установкой электровентиляторов вне насосных помещений, например: в грани­чащее с насосным помещением машинное отделение или в спе­циальную выгородку на верхней палубе, изолированную от на­сосного помещения и моторной рубки,—вентилятор может быть установлен в насосном помещении и соединен с электродвигателем валом, снабженным в мемтах прохода через переборку или палубу газонепроницаемым сальником. При этом должны быть выполнены требования взрывобезопасности, предъявляемые к устройству электрооборудования на нефтеналивных судах.

5. Если вентилятор устанавливается в насосном помещении или может принимать воздух непосредственно из насосного помещения, вентилятор и кожух должны быть изготовлены из материала, не вызывающего ценообразования при случайном задевании крылаткой кожуха вентилятора.

6. Для вентиляции насосных помещений могут быть допу­щены также паро-эжекцианные установки.

7. Трубопровод вытяжной вентиляции насосных помещений должен иметь такое расположение приемников, которое обеспе­чило бы равномерный и достаточно эффективный отсос углеводо­рода из всех мест выделения его.

8. Должна быть обеспечена невозможность проникновения газов по вентиляционным трубопроводам из насосного помеще­нии в смежные отделения (машинное отделение, моторная рубка, помещения электродвигателей вентиляторов и др.) во время бездействия вентиляционной установки (герметичные отсоединяю­щие идиижки).

9.  Допускается использование вентиляционной установки насосных отделении для вентиляции танков через погрузочно-разгрузочные и зачистные трубопроводы.

10. Все задвижки на вентиляционных трубах в насосном по­мещении должны быть устроены так, чтобы исключалась всякая возможность новообразования при пользовании ими.

11. Все трюмы и междупалубные пространства, служащие для перевоза нефтепродуктов 1-го и 2-го разряда в таре, должны быть снабжены вентиляционными устройствами, обеспечиваю­щими не менее 10-кратного обмена воздуха в час. Вентиляцион­ные трубы должны быть выведены на открытую палубу на вы­соту не менее 2 м над ней, а вблизи надстроек — не ниже верха последних и снабжены огнепреградительными сетками, доступ­ными для осмотра, очистки и замены.

12. Вентиляционные трубы (каналы), проходящие через про­тивопожарные переборки, должны пересекать последние в наибо­лее высоком поясе и иметь разобщительные задвижки, доступ­ные для закрытия с обеих сторон переборок.

13. При работе двигателей или котлов на жидком топливе должна быть предусмотрена возможность немедленной остановки искусственной вентиляции машинного отделения, а также воз­можность закрытия вентиляционных отверстий в машинно-ко­тельные отделения.

Следует иметь в виду и другие требования, улучшающие ра­боту вентиляционных установок в судовых условиях.

1. Дефлекторы должны быть расположены в наиболее откры­тых местах судна. Поворотные дефлекторы требуется устанавли­вать на вертикальном патрубке — комингсе. По Правилам Реги­стра высота комингса для морских судов должна быть не менее 915 мм при установке на главной палубе и 760 мм при установке на крышах надстроек.

2. Для обеспечения работы вентиляции в штормовую погоду, необходимо располагать дефлекторы в местах, не заливаемых водой во время шторма. Комингсы дефлекторов на морских и озерных судах желательно снабжать штормовыми крышками, которые ставить перед штормом или на период зимнего отстоя судна.

3. Все дефлекторы снабжать предохранительными сетками для защиты воздухопровода от попадания в него мусора, а де­флекторы, предназначенные для вентиляции аккумуляторных и насосных помещений с нефтеперекачивающими насосами, снаб­жать огневыми предохранителями — латунными сетками с чис­лом ячеек не менее 144 на 1 см2.

4. Воздухопровод должен иметь минимальную длину, для чего следует располагать вентилятор центрально по отношению к вентилируемым помещениям.

5. Изгибы (колена) воздуховодов необходимо выполнять с максимальным радиусом, не менее 1,5 диаметра от центра кри­визны до оси трубы. Для уменьшения аэродинамических сопро­тивлений в коленах больших сечений рекомендуется устанавли­вать направляющие лопатки.

6. Ввиду ограниченности места целесообразна скрытая про­кладка воздуховодов, но при условии удобного доступа для их обслуживания.

7. В банях, прачечных и других влажных помещениях трубы следует прокладывать с уклоном для стока влаги.

8. Во избежание конденсации паров воды на воздуховодах для уменьшения нагрева подаваемого воздуха трубы приточной вентиляции, проходящие через жилые и служебные помещения, должны быть теплоизолированы.