В этих отделениях при пожаре горению подвергаются в первую очередь различные горючие жидкости (соляровое масло, мазут и т. д.), промасленная ветошь, уголь. Ввиду наличия в машиино-котельных отделениях дефлекторов, световых и вентиляционных шахт пожар быстро распространяется по всему рабочему помещению.
В связи с тем, что температура в зоне горения быстро достигает величины порядка 900° С, могут выходить из строя главные и вспомогательные механизмы судна, что значительно уменьшает живучесть судна; кроме того, возможно распространение пожара в направлении надстроек и смежных переборок.
В начальный период, когда имеет место, например, горение тряпок, разлитого горючего и т. п., используются первичные средства пожаротушения. В случае большого очага горения вводят в действие стационарные установки. В случае большого задымления помещения работы с пенными или водяными струями проводятся в кислородных приборах.
Так как под действием высокой температуры возможны деформации переборок и палуб, необходимо в процессе ликвидации пожара вести тщательное наблюдение за переборками и палубами, образующими машинно-котельное отделение судна.