Тушение пожаров на нефтеналивном судне. Опасность пожара на нефтеналивном судне возрастает в связи с наличием легковоспламеняющихся нефтепродуктов и их паров в грузовых трюмах. Анализ причин образования пожароопасных и взрывоопасных концентраций показывает, что они в основном зависят от рода перевозимых нефтепродуктов, от вида совершаемых грузовых операций (слив, налив), а также от температурных условий в газовом пространстве трюмов.
В зависимости от концентрации паров нефтепродуктов в воздухе (взрывоопасная или пожароопасная) в трюмах нефтеналивного судна возможно воспламенение и факельное горение или же взрыв.
В начальном периоде пожар в трюме в виде горения факела паров можно ликвидировать сравнительно просто, путем закрытия горловины трюма кошмой, крышкой и т. п., т. е. процесс горения ликвидируется прекращением доступа воздуха к месту горения.
Основными средствами тушения пожаров на нефтеналивных судах являются химическая или воздухо-механическая пена; водяной пар и углекислый газ следует рассматривать как резервное средство.
Пена подается в горящий отсек с помощью установок воздушно-пенного тушения, имеющих закидные пеносливы. Стандартные пеногенераторы, устанавливаемые на судах речного флота, спроектированы на принципе двойной эжекции: сначала — пенообразователя с водой, а затем полученного водного раствора пенообразователя с воздухом. Полученная таким способом пена может быть успешно применена для тушения нефтепродуктов (бензин, керосин, мазут и т. п.).
Воздушно-механическая пена не дает эффекта при тушении жидкостей, растворяющихся в воде, например спирта. Здесь для тушения должна применяться специальная масляно-механическая пена. Интенсивность подачи пены определяется исходя из необходимости создания слоя пены для мазута и нефти толщиной не менее 15 см, а для керосина и бензина не менее 20 см.
При расчете мощности воздушно-пенных установок следует исходить из того, что для покрытия пеной площади в 1 м2 требуется примерно 150 л пены, для получения которой необходимо затратить 15 л воды и 0,75 л пенообразователя.
Потребная мощность установки при тушении шаром определяется исходя из того, что интенсивность подачи насыщенного пара при температуре 100° С должна составлять не менее 2,65 кг/час на 1 м3 горящего и примыкающих к нему отсеков.
При тушении углекислым газом, потребная мощность установки определяется исходя из интенсивности подачи углекислого газа не менее 1 кг на каждые 1,5 м3 горящего отсека при продолжительности подачи в течение 1 минуты с созданием 30% концентрации С02.
С целью предотвращения деформации металлических конструкций отсеков при тушении с помощью пены требуется производить интенсивное охлаждение горящего отсека водяными струями.
При возникновении на судне пожара одновременно с приведением в действие средств пожаротушения проводятся работы для предупреждения развития пожара по судну, для чего задраивают люки смежных отсеков и интенсивно охлаждают водой смежные расширительные шахты, надстройки, палубы.
Если в смежных с горящим отсеках наблюдается интенсивное испарение нефтепродуктов, целесообразно ввести в эти отсеки пену, углекислый газ или водяной пар. Для ликвидации горения вязких мазутов может быть успешно применена распыленная вода, которая может быть подана с помощью Г-образных труб с установленными на концах распылителями.
Если имеет место горение растекающихся по воде нефтепродуктов, то тушение можно производить с помощью водяных струй и оросительных систем судов. Суда должны перемещаться в направлении, противоположном растеканию.
Тушение пожаров в трюме сухогрузного судна. Для ликвидации пожаров в трюме сухогрузного судна можно также применить метод герметизации трюма, с помощью задраивания люка, но вследствие медленного падения содержания кислорода в изолированном трюме, потребное время для тушения практически является значительным. Этот способ применяют лишь для снижения интенсивности горения в трюме.
Наиболее эффективным средством тушения является применение для заполнения трюма водяного пара или углекислого газа. Потребную мощность установок при тушении водяным паром следует определять, исходя из расхода 1,33 кг/час насыщенного пара с температурой 100° С на 1 м3 объема при рабочем давлении от 6 до 8 кг/см2. При тушении углекислым газом потребная мощность установок может быть определена исходя из расхода 1 кг на 1,85 м3 объема, при этом 30-процентная концентрация углекислого газа должна быть достигнута в течение 15 минут. Водяной пар подастся в нижнюю часть трюма (0,8—1 м от настила).
Одновременно с тушением пожара в трюме сухогрузного судна необходимо тщательное наблюдение за состоянием груза в смежных трюмах. В случае угрозы перехода горения на смежные трюмы их наполняют водяным паром, углекислым газом или подают водяные струи.