Охрана Труда

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Основные этапы развития охраны труда в СССР

Коммунистическая партия Советского Союза с первых дней своего существования последовательно и настойчиво отстаивала интересы трудящихся также и в области охраны труда. В про­грамме партии, принятой еще II съездом РСДРП в 1903 г.,были выдвинуты такие требования: ограничение рабочего дня восемью часами; установление законом еженедельного отдыха; запреще­ние сверхурочных работ; воспрещение пользоваться трудом детей в школьном возрасте и ограничение рабочего времени подрост­ков (16 - 18 лет) шестью часами; воспрещение женского труда в тех отраслях, где он вреден для женского организма; освобож­дение женщин от работы в течениии четырех недель до и шести недель после родов, с сохранением заработной платы в обычном размере за все это время.

Программой-минимум предусматривались также требова­ния об организации технического и санитарного надзора на всех предприятиях, оказании бесплатной медицинской помощи для рабочих и служащих и сохранением содержания во время болезни; установление уголовной ответственности нанимателей за наруше­ние законов об охране труда.

Все эти программные  требования были осуществлены после победы Великой Октябрьской социалистической революции, когда впервые в истории удалось осуществить требования рабочего класса в области охраны труда развернуть в государственном масштабе широкую систему мероприятий по обеспечению в про­изводственных условиях безопасных для жизни и здоровья усло­вии труда. На четвертый, день существования советской власти, 29 октября (11 ноября) 1917 г. издается декрет Совета Народных Комиссаров о восьмичасовом рабочем дне.

Этим законом советское правительство запретило ночные ра­боты для подростков, не достигших 16-летнего возраста. Запре­щалось также применение труда женщин и подростков до 18 лет на подземных работах.

В декабре 1917 г. декретом Совета Народных Комиссаров установлены отпуска до родов и после робот, перерывы на кормление ребенка и специальные пособия на рождение ребенка.

В июне 1J18 г. советское правительство устанавливает еже­годные отпуска работающим с сохранением заработной платы.

В мае 1918 г. была учреждена Государственная инспекция труда, в задачу которой входило осуществление контроля за про­ведением в жизнь постановления советского правительства в об­ласти охраны труда и непосредственное принятие мер по охране безопасности жизни и здоровья работающих.

Инспекция труда комплектовалась в тот период времени из числа лиц, избиравшихся организациями трудящихся (профсою­зами и страховыми кассами). Профсоюзные организации прини­мали деятельное участие в работе Народного Комиссариата Труда с первых дней его существования.

Таким образом, с момента возникновения государственных органов охраны труда установилось тесное взаимодействие госу­дарственного и общественного контроля за соблюдением законо­дательства по охране труда и проведением в промышленности и на транспорте мер по улучшению и оздоровлению условий труда.

В декабре 1918 г. был издан первый Кодекс законов о труде, где были объединены все декреты, постановления и отдель­ные законодательные акты об охране труда, изданные ранее. Кодекс законов о труде 1918 г. был переработай, расширен и переиздан в октябре 1922 г. и с соответствующими изменениями продолжает действовать до настоящего времени. При перера­ботке Кодекса законов о труде 1918 г. были положены в основу программные требования в области охраны труда, принятые в 1919 г. на VIII съезде партии.

«Коммунистическая партия», говорится в программе нашей партии, «должна вести широкую пропаганду за активное участие самих трудящихся в энергичном проведении всех мероприятий в области охраны труда, для чего необходимо:

усилить работу по организации и расширению инспекции труда путем подбора и подготовки для этой цели активных ра­ботников из среды самих рабочих и по распространению ее на мелкую и домашнюю промышленность;

распространить охрану труда на все виды труда (строи­тельных рабочих, сухопутно-водный транспорт, прислугу и сель­скохозяйственных рабочих);

окончательно снять с работ малолетних и провести даль­нейшее сокращение рабочего дня для подростков».

Эти важнейшие положения были реализованы в последующих решениях партии, советского правительства, руководящих орга­нов советских профсоюзов.

В целях соблюдения требований техники безопасности и про­мышленной санитарии на восстанавливаемых и вновь строящихся предприятиях Советом Народных Комиссаров в мае 1920 г. было издано постановление за подписью В. И. Ленина «О порядке утверждения проектов по строительству промышленных соору­жений». Согласно этому постановлению, строительство и ремонт можно было производить только при наличии положительного за­ключения органов Наркомтруда, а пуск в эксплуатацию новых предприятий — только после получения заключения комиссий, в состав которых входили технические и санитарные инспектора труда и представитель профессионального союза. Это постановление впоследствии нашло отражение в 138 статье Кодекса зако­нов о груде, которая предусматривает, что «ни одно предприятие не может быть открыто, пущено в ход или переведено в другое здание без санкции Инспекции труда и органов санитарно-промышленного и технического надзора». В марте 1927 г. Централь­ный Комитет ВКП(б) указывал, что «хозорганы, профсоюзы и органы ITKT должны разработать ряд практических мер по оздо­ровлению условий труда, механизации тяжелых и вредных работ, г тем чтобы эти мероприятия одновременно облегчали подъем производительности труда рабочего (мероприятия по технике безопасности, улучшение освещения, нормальная температура, вентиляция и прочее)»1.

В постановлении Центрального Комитета Коммунистической партии от 5 июня 1929 г. «Об усилении партруководства работой но охране труда и технике безопасности в промышленности и на транспорте» указывалось, что социалистическая реконструкция п капитальное переоборудование промышленности и транспорта требуют решительных мероприятий по оздоровлению условий | руда на предприятиях. ЦК партии указал также на необходи­мость повышения ответственности руководителей предприятий за проведение мероприятий по охране труда, за правильное и пол­ное расходование ассигнуемых на эти цели средств, за соблюде­ние правил по технике безопасности.

В решениях XVI съезда Коммунистической партии по вопро­сам охраны труда говорится: «Съезд считает необходимым улуч­шить работу Наркомтруда и его органов, а также хозяйственных и профсоюзных органов по охране и оздоровлению условий труда па предприятиях (особенно в тяжелой индустрии).

Профсоюзы должны добиваться, чтобы при капитальном и но­вом строительстве и при рационализации производства соблюда­лись требования охраны и оздоровления условий труда и техни­ческой безопасности». Придавая важное значение обществен­ному контролю за состоянием охраны труда постановлением Со­нета Народных Комиссаров СССР 30 июня 1931 г. создается на предприятиях институт общественных инспекторов по охране груда.

Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР и ВЦСПС от 23 июня 1933 г. для лучшего выполнения обязанностей, возложенных па Народный Комиссариат Труда СССР, последний с его местным органами, включая и органы социального страхования, был слит с Всесоюзным Центральным Советом Профессиональных Союзов. Функции Наркомтруда СССР переданы профсоюзам - массовой организации рабочих и служащих.

С этого периода инспекции охраны труда организуются не по территориальному принципу, как это было при Наркомтруде,. а по производственно-отраслевому — непосредственно при цен­тральных комитетах профсоюзов. Этот принцип построения тех­нической инспекции в отличие от территориального принципа, по которому была построена инспекция ранее, означает, что каждый профсоюз решает вопросы контроля над соблюдением трудового законодательства, техникой безопасности и промышленной сани­тарией в прямой взаимосвязи с задачами данной отрасли народ­ного хозяйства, с интересами ее развития и успешного выполне­ния государственных планов.

На всесоюзных и отраслевых съездах профсоюзов, пленумах ВЦСПС вопросы охраны труда всегда выдвигались и обсужда­лись. «ВЦСПС, Центральные Комитеты и Советы профсоюзов должны требовать от хозяйственных руководителей строгого со­блюдения трудового законодательства, точного выполнения пра­вил и норм техники безопасности и производственной санита­рии».

Советское правительство, начиная с 1925 г., ежегодно отпу­скает специальные средства на улучшение условий труда, в том числе на механизацию ручного труда, на создание и внедрение ограждений, на оборудование вентиляционных установок, душе­вых и пр.

Израсходованные за первую послевоенную пятилетку около 6 миллиардов и за вторую около 10 миллиардов рублей на оздо­ровление условий труда только по действующим предприятиям далеко не полно характеризуют огромный размах работы по охране труда, так как сюда не входят средства, расходуемые на улучшение условий труда в связи с капитальным строительством,, а также при усовершенствовании технологии.

Ассигнования на оздоровление условий труда расходуются по плану-соглашению, который составляется и утверждается со­вместно руководителями предприятий и профсоюзной организа­ции данного предприятия, при широком участии работающих. В этом соглашении указывается полный перечень работ, которые должны быть проведены на предприятии по улучшению условий труда за данный год, с указанием сроков исполнения и исполни­телей.