Коммунистическая партия Советского Союза с первых дней своего существования последовательно и настойчиво отстаивала интересы трудящихся также и в области охраны труда. В программе партии, принятой еще II съездом РСДРП в 1903 г.,были выдвинуты такие требования: ограничение рабочего дня восемью часами; установление законом еженедельного отдыха; запрещение сверхурочных работ; воспрещение пользоваться трудом детей в школьном возрасте и ограничение рабочего времени подростков (16 - 18 лет) шестью часами; воспрещение женского труда в тех отраслях, где он вреден для женского организма; освобождение женщин от работы в течениии четырех недель до и шести недель после родов, с сохранением заработной платы в обычном размере за все это время.
Программой-минимум предусматривались также требования об организации технического и санитарного надзора на всех предприятиях, оказании бесплатной медицинской помощи для рабочих и служащих и сохранением содержания во время болезни; установление уголовной ответственности нанимателей за нарушение законов об охране труда.
Все эти программные требования были осуществлены после победы Великой Октябрьской социалистической революции, когда впервые в истории удалось осуществить требования рабочего класса в области охраны труда развернуть в государственном масштабе широкую систему мероприятий по обеспечению в производственных условиях безопасных для жизни и здоровья условии труда. На четвертый, день существования советской власти, 29 октября (11 ноября) 1917 г. издается декрет Совета Народных Комиссаров о восьмичасовом рабочем дне.
Этим законом советское правительство запретило ночные работы для подростков, не достигших 16-летнего возраста. Запрещалось также применение труда женщин и подростков до 18 лет на подземных работах.
В декабре 1917 г. декретом Совета Народных Комиссаров установлены отпуска до родов и после робот, перерывы на кормление ребенка и специальные пособия на рождение ребенка.
В июне 1J18 г. советское правительство устанавливает ежегодные отпуска работающим с сохранением заработной платы.
В мае 1918 г. была учреждена Государственная инспекция труда, в задачу которой входило осуществление контроля за проведением в жизнь постановления советского правительства в области охраны труда и непосредственное принятие мер по охране безопасности жизни и здоровья работающих.
Инспекция труда комплектовалась в тот период времени из числа лиц, избиравшихся организациями трудящихся (профсоюзами и страховыми кассами). Профсоюзные организации принимали деятельное участие в работе Народного Комиссариата Труда с первых дней его существования.
Таким образом, с момента возникновения государственных органов охраны труда установилось тесное взаимодействие государственного и общественного контроля за соблюдением законодательства по охране труда и проведением в промышленности и на транспорте мер по улучшению и оздоровлению условий труда.
В декабре 1918 г. был издан первый Кодекс законов о труде, где были объединены все декреты, постановления и отдельные законодательные акты об охране труда, изданные ранее. Кодекс законов о труде 1918 г. был переработай, расширен и переиздан в октябре 1922 г. и с соответствующими изменениями продолжает действовать до настоящего времени. При переработке Кодекса законов о труде 1918 г. были положены в основу программные требования в области охраны труда, принятые в 1919 г. на VIII съезде партии.
«Коммунистическая партия», говорится в программе нашей партии, «должна вести широкую пропаганду за активное участие самих трудящихся в энергичном проведении всех мероприятий в области охраны труда, для чего необходимо:
усилить работу по организации и расширению инспекции труда путем подбора и подготовки для этой цели активных работников из среды самих рабочих и по распространению ее на мелкую и домашнюю промышленность;
распространить охрану труда на все виды труда (строительных рабочих, сухопутно-водный транспорт, прислугу и сельскохозяйственных рабочих);
окончательно снять с работ малолетних и провести дальнейшее сокращение рабочего дня для подростков».
Эти важнейшие положения были реализованы в последующих решениях партии, советского правительства, руководящих органов советских профсоюзов.
В целях соблюдения требований техники безопасности и промышленной санитарии на восстанавливаемых и вновь строящихся предприятиях Советом Народных Комиссаров в мае 1920 г. было издано постановление за подписью В. И. Ленина «О порядке утверждения проектов по строительству промышленных сооружений». Согласно этому постановлению, строительство и ремонт можно было производить только при наличии положительного заключения органов Наркомтруда, а пуск в эксплуатацию новых предприятий — только после получения заключения комиссий, в состав которых входили технические и санитарные инспектора труда и представитель профессионального союза. Это постановление впоследствии нашло отражение в 138 статье Кодекса законов о груде, которая предусматривает, что «ни одно предприятие не может быть открыто, пущено в ход или переведено в другое здание без санкции Инспекции труда и органов санитарно-промышленного и технического надзора». В марте 1927 г. Центральный Комитет ВКП(б) указывал, что «хозорганы, профсоюзы и органы ITKT должны разработать ряд практических мер по оздоровлению условий труда, механизации тяжелых и вредных работ, г тем чтобы эти мероприятия одновременно облегчали подъем производительности труда рабочего (мероприятия по технике безопасности, улучшение освещения, нормальная температура, вентиляция и прочее)»1.
В постановлении Центрального Комитета Коммунистической партии от 5 июня 1929 г. «Об усилении партруководства работой но охране труда и технике безопасности в промышленности и на транспорте» указывалось, что социалистическая реконструкция п капитальное переоборудование промышленности и транспорта требуют решительных мероприятий по оздоровлению условий | руда на предприятиях. ЦК партии указал также на необходимость повышения ответственности руководителей предприятий за проведение мероприятий по охране труда, за правильное и полное расходование ассигнуемых на эти цели средств, за соблюдение правил по технике безопасности.
В решениях XVI съезда Коммунистической партии по вопросам охраны труда говорится: «Съезд считает необходимым улучшить работу Наркомтруда и его органов, а также хозяйственных и профсоюзных органов по охране и оздоровлению условий труда па предприятиях (особенно в тяжелой индустрии).
Профсоюзы должны добиваться, чтобы при капитальном и новом строительстве и при рационализации производства соблюдались требования охраны и оздоровления условий труда и технической безопасности». Придавая важное значение общественному контролю за состоянием охраны труда постановлением Сонета Народных Комиссаров СССР 30 июня 1931 г. создается на предприятиях институт общественных инспекторов по охране груда.
Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР и ВЦСПС от 23 июня 1933 г. для лучшего выполнения обязанностей, возложенных па Народный Комиссариат Труда СССР, последний с его местным органами, включая и органы социального страхования, был слит с Всесоюзным Центральным Советом Профессиональных Союзов. Функции Наркомтруда СССР переданы профсоюзам - массовой организации рабочих и служащих.
С этого периода инспекции охраны труда организуются не по территориальному принципу, как это было при Наркомтруде,. а по производственно-отраслевому — непосредственно при центральных комитетах профсоюзов. Этот принцип построения технической инспекции в отличие от территориального принципа, по которому была построена инспекция ранее, означает, что каждый профсоюз решает вопросы контроля над соблюдением трудового законодательства, техникой безопасности и промышленной санитарией в прямой взаимосвязи с задачами данной отрасли народного хозяйства, с интересами ее развития и успешного выполнения государственных планов.
На всесоюзных и отраслевых съездах профсоюзов, пленумах ВЦСПС вопросы охраны труда всегда выдвигались и обсуждались. «ВЦСПС, Центральные Комитеты и Советы профсоюзов должны требовать от хозяйственных руководителей строгого соблюдения трудового законодательства, точного выполнения правил и норм техники безопасности и производственной санитарии».
Советское правительство, начиная с 1925 г., ежегодно отпускает специальные средства на улучшение условий труда, в том числе на механизацию ручного труда, на создание и внедрение ограждений, на оборудование вентиляционных установок, душевых и пр.
Израсходованные за первую послевоенную пятилетку около 6 миллиардов и за вторую около 10 миллиардов рублей на оздоровление условий труда только по действующим предприятиям далеко не полно характеризуют огромный размах работы по охране труда, так как сюда не входят средства, расходуемые на улучшение условий труда в связи с капитальным строительством,, а также при усовершенствовании технологии.
Ассигнования на оздоровление условий труда расходуются по плану-соглашению, который составляется и утверждается совместно руководителями предприятий и профсоюзной организации данного предприятия, при широком участии работающих. В этом соглашении указывается полный перечень работ, которые должны быть проведены на предприятии по улучшению условий труда за данный год, с указанием сроков исполнения и исполнителей.