При Совете Министров СССР создан Комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору (Госгортехнадзор СССР), организованый на базе Главного управления горного надзора Министерства геологии и охраны недр, Главной государственной инспекции котлонадзора Министерства электростанций и Государственной газовой технической инспекции Министерства нефтяной промышленности. На Госгортехнадзор СССР, согласно положению о нем, возложены: 1) надзор за изготовлением и надежной эксплуатацией паровых котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, подъемных сооружений (кранов п эскалаторов); 2) надзор за деятельностью горнотехнических инспекций и инспекций котлонадзора министерств, ведомств и союзных республик, а также методическое руководство работой них инспекций; 3) утверждение правил, инструкций и норм, устанавливающих условия качественного изготовления, монтажа и надежной эксплуатации котлов, сосудов, работающих под давленном, газопроводов, газосборных сетей, газовой аппаратуры и подъемных сооружений.
На предприятиях и судах морского и речного флота, помимо Госгортехнадзора, инспекторов ЦК профсоюза морского и речного флота государственный надзор осуществляется инспекциями Регистра и санитарной инспекцией.
Обслуживание судов и их силовых установок, а также профилактические и ремонтные работы осуществляются с соблюдением правил и требований Регистра и под его непосредственным наблюдением.
На инспекцию Регистра возложено:
1) техническое наблюдение за постройкой, восстановлением, переоборудованием и за капитальным и средним ремонтами судов, строящихся и ремонтирующихся в СССР и за границей;
2) классификация судов;
3) технический надзор за судами, находящимися в эксплуатации.
Техническое наблюдение осуществляется путем рассмотрения и утверждения проектов намеченных к постройке, восстановлению пли переоборудованию судов, а также согласованием ремонт- пых ведомостей на их капитальный ремонт. Кроме того, инспекция Регистра ведет непосредственное наблюдение за постройкой и ремонтом судовых корпусов, котлов, механизмов, судовых устройств и систем и оборудования; производит испытания судна в целом и отдельных его частей после окончания работ; производит испытаний и приемку судостроительных и машиностроительных материалов, а также оформляет и выдает судовые документы по результатам испытаний после окончания работ.
Класс Регистра присваивается судам на основании классификационных освидетельствований судов, согласно правилам классификации с выдачей на судно классификационных сертификатов
Технический надзор за судами, находящимися в эксплуатации, инспекции Регистра осуществляет путем ежегодных, очередных и специальных освидетельствований корпусов судов, механизмов, котлов, устройств снабжения и оборудования для установления их технического состояния, а также оформлением и выдачей соответствующих документов.
Министерство здравоохранения СССР располагает на водном транспорте специальными лечебными и санитарными учреждениями, подчиненными специальному управлению Министерства здравоохранения СССР.
При каждом речном пароходстве организован водздравотдел, возглавляющий всю сеть лечебно-санитарных учреждений, обслуживающих работников всех организаций речного флота, расположенных на территории деятельности данного пароходства. В отдельных случаях водздравотделы организованы общие при смежных речных пароходствах, а также при смежных речных и морских пароходствах.
Санитарная инспекция и санитарно-противоэпидемическая служба на водном транспорте находятся в ведении Главного управления лечебно-санитарными учреждениями на водном транспорте Министерства здравоохранения СССР, которому подчинены водздравотделы. При водздравотделах сосредоточена бассейновая, портовая и линейная санитарные инспекции.
Санитарная инспекция на транспорте организована, в отличие от санинспекции, обслуживающей другие отрасли народного хозяйства, не по территориальному, а по отраслевому принципу[1].
Санитарные инспектора, обслуживающие водный транспорт, осуществляют государственные функции надзора на предприятиях и в учреждениях и судах речного и морского флота за санитарно-гигиеническим состоянием предприятий и судов водного транспорта.
В случае нарушения установленных санитарно-гигиенических норм и правил главные санитарные врачи бассейнов, портов имеют право приостановить строительство, а также ввод в действие и в эксплуатацию вновь построенных объектов водного транспорта, с одновременным доведением об этом до сведения руководителей соответствующих организаций и предприятий речного флота, а также банков, финансирующих это строительство.
Санитарная инспекция дает руководителям предприятий и учреждений и отдельным гражданам обязательные для них предписания о проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий с указанием сроков исполнения.
Главным санитарным врачам бассейнов, портов и линейным главным санитарным врачам дано право запрещать впредь до проведения необходимых санитарных мероприятий эксплуатацию промышленных предприятий, культурно-бытовых учреждений, пищевых предприятий и предприятий общественного питания, гидротехнических и коммунальных сооружений, судов и пользования складскими, торговыми и иными помещениями по причине их антисанитарного состояния или вредного действия на здоровье. Им предоставлено право отстранять от работы совсем или впредь до выполнения определенных санитарных требований больных заразными болезнями в тех случаях, когда они могут представлять опасность для здоровья других лиц.
Па предприятиях речного и морского флота руководство постановкой техники безопасности и промышленной санитарии возложено непосредственно на главных инженеров предприятий, а па судах—на капитанов судов.
Руководители отдельных звеньев хозяйств речного флота, цехов, участков и т. д. несут ответственность за состояние техники безопасности и промышленной санитарии на своих участках.
В зависимости от размеров и назначения предприятий выделяется инженер по технике безопасности. Инженер по технике безопасности предприятия обладает правами помощника главного инженера предприятия по вопросам техники безопасности и промышленной санитарии. Основными функциями инженера по технике безопасности являются: организация обучения рабочих безопасным методам труда и пропаганда этих методов; систематическое наблюдение за выполнением всеми цехами и звеньями предприятия законодательных норм, правил и мероприятий по охране труда; участие в разработке и согласовании с профорга- нами планов по улучшению условий труда; надзор за своевременным их финансированием и выполнением в установленные сроки.
Инженеры по технике безопасности пароходств и линейных предприятий и учреждений речного флота принимают участие в расследовании случаев производственного травматизма и профзаболеваний и выявляют их причины; организуют и проводят изучение и учет случаев производственного травматизма и профзаболеваний.
При строительстве и реконструкции предприятий работники по технике безопасности наблюдают за осуществлением всех технических норм и требований по охране труда и принимают участие в работе комиссии по приемке объектов строительства.
Инженеры по технике безопасности дают заключения и консультации по вопросам спецодежды, спецпитания, средств защиты, по' вопросам трудового законодательства. Кроме того, им предоставлено право согласования местных инструкций по технике безопасности и промышленной санитарии, которые разрабатываются техническим персоналом отдельных звеньев хозяйства речного флота.
Все распоряжения об устранении тех или иных недостатков в области охраны труда инженеры по технике безопасности проводят в жизнь через руководителей или главных инженеров предприятий.
Положение о сапнтарно-пцртивоэпидемической службе, утвержденное Советом Министров СССР 23 января 1951 г.