За последние годы, в связи с большими строительными работами, которые ведутся на внутренних водных путях и прилегающих к ним районах, приходится вести взрывные работы не только по дноуглублению, но и в береговых условиях при разработке карьеров, рытье котлованов и при других земляных работах. Поэтому необходимо рассмотреть основные меры безопасности при производстве взрывных работ в береговых условиях.
Условия получения перевозки и хранения ВМ соответствуют рассмотренным выше. Подготовка к взрыву в береговых условиях требует выставления оцепления на границах опасных зон, а по всем дорогам, тропам и переходам к месту взрывов выставления щитов с предостерегающими надписями.
Все строительные механизмы необходимо выводить за пределы опасных зон, а для бригады взрывников и лиц технического персонала, присутствующего на работах, устраиваются специальные блиндажи-убежища или отводятся естественные укрытия, гарантирующие безопасность при взрывании.
При производстве взрывов обязательно применение звуковых и световых сигналов.
Подача сигналов осуществляется при помощи свистка, рожка, сирены или взрыва небольшого заряда и производится взрывником по распоряжению руководителя взрывных работ в следующем порядке:
1) Первый сигнал — предупредительный. По этому сигналу все люди, не занятые взрыванием, должны удаляться в безопасное место, заранее указанное руководителем взрывных работ, а у мест возможных подступов к заряжаемому забою выставляются караульные посты. После удаления людей и выставления караульных постов взрывники производят заряжение шпуров, монтаж электровзрывной сети и проверку исправности ее с безопасного места.
2) Второй сигнал — боевой. По этому сигналу взрывники зажигают шнур и удаляются в укрытие, а при электрическом взрывании — провода взрывной магистрали присоединяют к зажимам источника тока и включают ток.
После производства взрыва, прежде чем подать третий сигнал, отбой, руководитель взрыва осматривает место, с тем чтобы установить возможности допуска рабочих и принятия соответствующих мер при обнаружении невзорвавшегося заряда.
3) Третий сигнал — отбой — подается взрывником после осмотра места взрыва и означает окончание взрывных работ.
При огневом взрывании зажигательную трубку разрешается воспламенять только тлеющим фителем, отрезком огнепроводного шнура или специальными приспособлениями (свечи, патроны для группового зажигания). Спичкой разрешается зажигать только при взрывании одиночного заряда.
При одновременном поджигании пяти и более зажигательных трубок применяется контрольная зажигательная трубка длиной на 69 см короче зажигательной трубки, изготовленной из капсюля-детонатора, с бумажной гильзой. Контрольная зажигательная трубка воспламеняется первой.
После поджигания зажигательных трубок или контрольной зажигательной трубки все взрывники немедленно удаляются от зарядов на безопасное расстояние или в укрытие.
В случае одновременного взрывания нескольких зарядов необходимо вести счет взорвавшимся зарядам. Если же это невозможно, например при одновременном воспламенении большого числа зарядов, или если какой-либо заряд не взорвется, то подходить к месту взрывов разрешается не ранее чем через 15 минут, считая с момента последнего взрыва. При отсутствии отказов подходить к месту взрыва на открытых работах ранее чем через 5 минут запрещено.
Если своевременный отход взрывников на безопасное расстояние или в укрытие невозможен или затруднен необходимостью пользоваться лестницами, веревками или преодолевать какие-либо другие препятствия, огневое взрывание запрещается. В этом случае прибегают к электровзрыванию или к взрыванию с помощью детонирующего шнура.
Электровзрывание производится из безопасного места, при /том присоединение магистральных проводов к взрывной машинке, батарее или рубильнику производится только перед самым взрыванием, после проверки целости сети и удаления всех взрывников в безопасное место.