Обслуживание и ремонт гребных колес. Обслуживание и ре- мот- гребных колес являются технически довольно сложной и в то же время опасной работой, которая при невыполнении определенных требований техники безопасности влечет за собой несчастные случаи. Работу по обслуживанию и ремонту судовых движителей разрешается производить лишь под непосредственным наблюдением и руководством механика судна. До начала работ механик судна проводит предварительный инструктаж рабочих по безопасным методам работы непосредственно на рабочем месте.
Перед началом ремонта или осмотра гребных колес вахтенный механик обязан:
а) предупредить капитана судна, его вахтенного помощника п всю вахту машинной команды о предстоящем ремонте или осмотре гребных колес;
б) установить на время работ особую вахту в пролете у кожуховых дверей для связи и недопущения в кожух гребного колеса людей без разрешения механика судна;
в) установить гребные колеса в удобное для выполнения ремонта положение и остановить машину, поставив пусковой рычаг па положение «стоп»;
г) вывесить на пусковом или стопорном клапане машины аншлаг «Не включать, в колесах люди»;
д) включить валоповоротное устройство, предварительно проверив исправность его действия.
При отсутствии или неисправности валоповоротного устройства гребные колеса нужно расчалить. Расчалка должна исключить возможность случайного поворота гребного колеса и, в то же время, не затруднять работу в колесном кожухе.
Если на судне основным двигателем является паровая машина, то после ее остановки стопорные клапаны и клапан добавочного впуска пара должны быть плотно закрыты, а продувные краны цилиндров — открыты, для предотвращения поворота колеса вследствие поступления через неплотности пара в цилиндры. Если же главными двигателями являются двигатели внутреннего сгорания, то после остановки машины и установки пускового рычага на положение «стоп» нужно закрыть клапаны на рабочих пусковых баллонах и открыть продувные и пробные краны на воздухопроводах. Краны топливной, масляной и водяной систем на цилиндрах должны быть перекрыты.
При ремонте гребных колес возникает необходимость устройства плотов и работы с них. Плоты должны быть крепкими и требуемой грузоподъемности; кроме того, на них необходимо устраивать площадку размерами не менее 2X2 м, огражденную надежно установленными съемными перилами, и рымы для расчалки плота. Плот требуется надежно расчалить за неподвижные части судна и детали колесного устройства.
В процессе ремонта гребных колес запрещается:
а) производить пуск в ход водоотливных эжекторов или производить продувание по трубопроводам, концы которых выходят против мест производства ремонтных работ;
б) производить работу в колесах при резких толчках, кренах и сотрясениях; в случае неизбежности резких кренов, толчков или сотрясений должен быть обеспечен своевременный выход всех рабочих и убран весь инструмент и приспособления из колесного кожуха;
в) при производстве ремонта гребных колес пользоваться электрическими светильниками напряжением свыше 12 вольт; при этом вся электропроводка должна иметь хорошую изоляцию;
г) осматривать и освобождать гребные колеса от застрявших в них бревен, такелажа и других каких-либо предметов с обноса судна.
Для снятия и установки тяжелых деталей гребных колес обычно используются тали, лебедки и канаты, закрепленные за неподвижную часть колесного устройства. При выполнении этих работ нужно, чтобы рабочие не находились под поднятым грузом.
Грузоподъемные устройства и канаты, применяемые при ремонте гребных колес, должны быть исправны и соответствующей грузоподъемности. Этим же требованиям должны отвечать также опоры, крюки, рымы и балки, к которым подвешиваются тяжести и прикрепляют расчалочные канаты и цепи.
В процессе ремонта часто возникает необходимость изменения положения колеса, что также требует соблюдения мер предосторожности. При изменении положения гребного колеса поворот «его должен производиться при помощи валоповоротного устройства или главной машины, а не вручную. При невозможности использования валоповоротного механизма или главной машины, поворот гребных колес должен производиться при помощи лебедок, шпилей или брашпилей.
Для предупреждения несчастных случаев, перед поворотом гребных колес вахтенному механику вменено в обязанность: а) предупредить капитана или его вахтенного помощника о предстоящем повороте гребных колес; б) дать распоряжения о выходе на палубу из кожуха гребного колеса всем людям и устранить все препятствия, могущие помешать свободному повороту гребного колеса; в) проверить лично, что в колесных кожухах или в непосредственной близости к колесам нет людей.
После окончания ремонтных работ или осмотра гребных колес кожуховые двери должны быть заперты па замок вахтенным начальником по машине. В эксплуатационных условиях двери колесных кожухов должны быть всегда заперты на замок, а ключи должны храниться у вахтенного начальника по машине. Прием и сдачи должны отмечаться в вахтенном журнале.
Обслуживание и ремонт гребных винтов и валов. Работы по осмотру и текущему ремонту гребных винтов, как правило, производятся в судоремонтных предприятиях с лодки или плота, а на судах, у которых гребные винты находятся в кормовых тоннелях, осмотр производится через люк шахты. Для осмотра и ремонта винтов иногда используются кессоны, а в отдельных случаях плавучие доки.
Перед осмотром и ремонтом гребных винтов необходимо выполнить те же требования, которые должны быть выполнены перед осмотром гребных колес.
При осмотре и ремонте гребных винтов запрещено: а) распугивать и освобождать гребной винт от застрявших между лопастями предметов непосредственно с судна; эту работу можно выполнять только с лодки или плота, которые должны быть снабжены спасательными средствами; б) съемка и подъем гребных винтов вручную; эту работу разрешается выполнять при помощи талей; в) применять переносные электролампы напряжением свыше 12 вольт.
В эксплуатационных условиях осмотр гребных валов и дейдвудов во время работы винта следует производить лишь в случаях крайней необходимости, с соблюдением особых мер предосторожности; необходимо следить за тем, чтобы одежда не была затянута вращающимся валом. Детальный же осмотр гребных валов и дейдвудов разрешено производить только при застопоренной машине.
Осмотр или ремонт гребного вала на судах с двумя гребными винтами разрешается производить только при застопорен ной машине, а ремонтируемый вал необходимо затормозить.