К такого вида работам относятся окраска наружных частей корпуса, окраска световых люков, мойка корпуса и надстроек.
Особое значение с точки зрения техники безопасности имеют эти работы на судах морского флота, большая высота которых делает условия окрасочных, моечных и других работ более опасными по сравнению с судами внутреннего плавания.
На речных судах мытье и окраску корпуса судна с наружной стороны разрешается производить на стоянках с хорошо учаленных лодок или плотов, которые обеспечиваются спасательными средствами.
Правила техники безопасности для судов морского флота предписывают забортные работы и работы на высоте производить лишь с разрешения капитана или старшего помощника. У места производства забортных работ должен находиться спасательный круг и бросательный конец.
Подъем людей на мачты, колонки или дымовую трубу больших морских судов разрешено производить лишь при помощи специально заведенных горденей и на подвесках. При этом гордень и подвеска для подъема людей должны быть предварительно испытаны нагрузкой весом 400 кг в течение 15 минут или поднятием груза в 160 кг (двойной вес человека). Окраска и мойка наружных бортов судна могут также производиться с подвесных и плавучих лесов или же с подвесок, опущенных за борт и прочно закрепленных к кнехтам.
На рис. 111 показано устройство подвесных металлических лесов и плавучих лесов на бонах для работ на наружной обшивке судна, а также выполнение забортных работ с подвесок.
Для спуска людей в шлюпки используются штормтрапы, которые закрепляются за специальный шкентель.
Пользование штормтрапами запрещается если:
а) неисправны поручни;
б) имеются перебитые пряди троса;
в) трап не достает уровня воды или причала;.
г) трап не испытан подвешиванием груза весом 400 кг в течение 15 минут.
20 Г. Никитин
Сходни, устанавливаемые с борта одного судна на борт другого судна или к причалу, должны иметь набитые поперечные планки шириной 4—6 см с расстоянием между ними 35—40 см и
леерное ограждение или поручни высотою не менее одного метра-.
Вахтенный матрос у трапа обязан следить за исправным состоянием трапа, леерного ограждения и освещения в ночное время.