Швартовные операции. При постановке судов на швартовах необходимо предусмотреть достаточное число, длину и размеры швартовов, удобство их подачи, возможность подтягивания судна к пристани или к берегу и, наконец, возможность снятия с швартовов и уборки и хранения их на судне.
В качестве швартовов могут применяться стальные проволочные или растительные канаты и цепи. Однако практические соображения заставляют в настоящее время применять в качестве швартовов преимущественно стальные канаты.
Необходимое количество швартовов на судне, их размеры и основные технические характеристики, а также достаточная прочность всех элементов швартовного устройства регламентируется правилами Регистра.
В некоторых случаях к швартовным устройствам предъявляются повышенные требования. Например, при проходе судов через шлюзы, где разрыв швартовов или срыв закрепных устройств во время нахождения судна в шлюзе грозит опасностью как судну, так и шлюзу.
Так как швартовные операции являются одними из наиболее ответственных операций с точки зрения безопасности как судовых команд, так и судна в целом, правила обязывают руководить швартовными операциями непосредственно капитана судна или его помощника.
До начала швартовных операций необходимо произвести тщательную подготовку рабочих мест, проверить исправность всех элементов швартовного оборудования и механизмов.
При подаче легости при подходе судна к пристани, стенке порта или к борту другого судна необходимо следить за тем, чтобы она не попала в работающие колеса или винт судна, а также предупреждать окриком «берегись» — людей, находящихся в пролете пристани, или на стенке порта, так как в противном случае неизбежны несчастные случаи.
При выполнении швартовных операций необходимо обратить особое внимание на правильное крепление троса на кнехтах. Практика показывает, что надежность закрепления троса па кнехтах обеспечивается наложением трех-пяти шлагов (восьмерок). Для надежного закрепления троса верхние шлаги наложенного на кнехты троса скрепляются прочным линем или шкимушгаром, причем концы линя (шкимушгара) должны быть связаны рифовым узлом.
Для того чтобы исключить возможность травм при швартовных операциях, особенно затягивания швартовами рук и ног, необходимо все внимание работающих сосредоточить на точном и безопасном выполнении швартовных операций. Посторонние разговоры, курение и т. д. лицам, выполняющим швартовные работы, следует запрещать. —
При использовании в качестве швартовов стальных канатов следует запрещать пользоваться ими, если образовались острые углы и кромки у каната./или имеются нерасправленные колышки. Все торчащие концы оборванных проволок стального каната необходимо коротко срезать и, в случае необходимости, места обреза заклетневать. Работу производить только в рукавицах.
Работа с якорями. Обеспечение надежной стоянки судна достигается также связью его с грунтом путем постановки судна на якорь.
Якорные устройства всех систем должны обеспечить быструю п безопасную отдачу и подъем якоря и полностью отвечать правилам Регистра. Разрешается применять только калиброванную якорную цепь, которая должна укладываться на звездочку брашпиля или шпиля и не проскакивать при подъеме и отдаче якоря. При перекладке цепей необходимо применять специальные крючья.
Управление брашпилем разрешается производить лишь специально обученным для этих целей лицам; обычно руководство работой на брашпиле поручается боцману Перед отдачей якоря необходимо проверить состояние стопоров и оставить действующими только по одному стопору у каждой якорной цепи, а остальные открыть. Кроме того, до отдачи якоря необходимо удалить всех людей, не участвующих в данной работе, и перед открытием стопоров якорной цепи выбросить за борт буй и буйреп.
Открытие и закрытие стопоров, а также торможение якорных цепей производится только по команде вахтенного начальника или лица, руководящего отдачей якоря. При отдаче якоря с бушприта требуется открывать одновременно бушпритный и палубный стопоры, а в случае отсутствия таких возможностей — сначала следует открыть палубный стопор, а затем — бушпритный. В случае отдачи якоря с брашпиля шейму необходимо предварительно закрепить на звездочке брашпиля и лишь после этого можно открывать палубный стопор. При отдаче якоря с брашпиля необходимо проверить исправность действия тормозного и стопорного устройств, а в случае ручного привода — снять ручки и поставить барабан брашпиля, через который проходит якорная цепь, на холостой ход.
Если отдача якоря происходит с судна, не имеющего специальных стопоров, якорный канат требуется предварительно разложить на палубе шлагами и закрепить его на кнехтах. При вытравливании якорных канатов с кнехтов категорически запрещается придерживать канаты на кнехтах руками или ногами. Чтобы избежать резкого рывка якорной цепи при остановке судна, всплывание его на якорь необходимо поддерживать работой машин.
Требуется особая осторожность при подъеме якоря на шпиль, у которого отсутствуют звездочки с гнездами для цепи. В этом случае необходимо накидывать на баллер шпиля не менее трех шлагов цепного каната. В момент выхода якоря из воды надо быть крайне осторожным, так как мокрая цепь стремится скользить (комфорить) по мокрому шпилю и малейшая оплошность может привести к несчастному случаю и аварии судна.
При подъеме якоря с помощью ручного шпиля необходимо вымбовки (рычаги) вставлять в гнезда шпиля до отказа, иначе возможны случаи падения людей на палубу. При подъеме якоря за дректов, якорную цепь (шейму) надо выбирать после того как якорь будет поднят и закреплен на месте.
На судах речного флота в большинстве случаев якоря на судах находятся в подвешенном состоянии; чтобы избежать их самопроизвольной отдачи, должно быть обращено особое внимание на тщательное и надежное крепление якорей. При отдаче и подъеме якорей возможно запутывание цепи или троса вокруг якоря. Якорь от запутанного на нем троса или цепи освобождается с палубы судна баграми или спущенным в лодку, которую необходимо обеспечить спасательными принадлежностями по числу лиц, находящихся в лодке. Если возникнет необходимость выправления на барабане шпиля или лебедки «запряденной» цепи или троса, необходимо разделку, производить только после клевки (закрепления) их на кнехтах.
Шлюпочные операции. Суда транспортного и технического флота снабжаются шлюпками, во-первых, в качестве средств спасания экипажа и пассажиров в случае аварии судна и, во-вторых, в качестве средств сообщения судов с берегом. Хотя осуществление обеих целей одинаково необходимо для судов транспортного флота, но так как в первом случае дело идет о жизни людей, на полное обеспечение этой задачи должно быть обращено наибольшее внимание.
Из назначения шлюпок вытекают следующие главные требования к снабжению судов шлюпками и шлюпочными устройствами:
1) суда должны иметь надлежащие тип, число, размеры и снаряжение шлюпок;
2) для быстрого и безопасного спуска шлюпок на воду и подъема их с воды необходимо на судне иметь устройства, снабженные машинным или ручным приводом;
3) для хранения шлюпок по-походному необходимо иметь специальные устройства.
Применяемые на судах транспортного и технического флота шлюпки можно разделить на две группы — спасательные шлюпки, под которыми подразумеваются такие шлюпки, непотопляемость которых обеспечивается за счет запаса плавучести, и обыкновенные шлюпки, не имеющие специальной запасной плавучести.
Все шлюпки, допускаемые к снабжению ими судов внутреннего плавания СССР в качестве спасательных средств, разделяются по Правилам Регистра на следующие четыре класса:
Класс 1—деревянные или металлические открытые спасательные шлюпки, снабженный внутренним (воздушные ящики) или внешним (бортовые кранцы) запасом плавучести с наименьшими главными размерениями L: В: Н соответственно 3,7: 1,25:0,45 м.
Класс 2 — деревянные или металлические открытые спасательные шлюпки, одобренного Регистром типа, снабженные внутренним или внешним запасом плавучести, но имеющие линейные размеры отличающиеся от шлюпок класса 1.
Класс 3 — рабочие шлюпки или лодки, соотношения главных размерений которых соответствуют шлюпкам класса 1, но которые не имеют ни внутреннего, ни внешнего запаса плавучести.
Класс 4—деревянные лодки местных способов постройки озерного и речного типа, допускаемые Регистром.
Судовые команды должны содержать шлюпки всегда в исправном состоянии и обеспеченными инвентарем и спасательными средствами по нормам Регистра. Запрещается загромождать места подъема и спуска шлюпок грузами и другими предметами, могущими помешать производству работ.
С целью предотвращения рассыхания шлюпок их необходимо периодически, в зависимости от состояния погоды, заливать водой или спускать на воду.
Спуск шлюпок на воду следует производить плавно, постепенно стравливая лопари через утку или кнехты, при 'этом необходимо следить, чтобы шлюпка вначале коснулась воды кормой. При спуске шлюпки с кормовой мачты необходимо следить за тем, чтобы шлюпка прошла мимо кринолина и не попала бы на перо руля.
Прием лодки следует производить при остановке главной машины и в местах, оборудованных откидными трапами. Прием лодки во время движения судна должен производиться по направлению хода судна, а во время стоянки — против течения. Принимаемая судном в ночное время лодка должна иметь световой сигнал, а место приема лодки на судне должно быть освещено.
Для того чтобы избежать случаев падения в воду, опрокидывания лодок и травмирования людей, во время плавания в шлюпке запрещено: а) сидеть на бортах, б) стоять в шлюпке; в) ходить по банкам; г) держать руки на планшире при подходе или отходе шлюпки от борта судна и причала; д) перемещаться в шлюпке без разрешения командира шлюпки.