Техника безопасности при эксплуатации судовых двигателей
Особые условия работы судовых двигателей определяют собой и требования техники безопасности при их эксплуатации. Надежность работы всех механизмов и исправное состояние корпуса определяет безопасность плавания судна и людей, находящихся на нем.
Таким образом, правила технической эксплуатации судовых механизмов в основном предусматривают и требования техники безопасности. Поэтому весь состав машинной команды судна обязан знать не только руководства по эксплуатации тех или иных машин и механизмов, но и правила техники безопасности. Ответственность за состояние силовой установки судна и за безопасность машинной команды возлагается на механика судна. Механик и все члены машинной команды, выполняя те или иные работы на судне, должны строго выполнять при этом все правила техники безопасности. Наиболее сложные и опасные работы должны выполняться под непосредственным руководством механика судна. При возникновении аварии с каким-либо механизмом вахтенный помощник механика должен вызывать в машинное отделение механика судна. Механик, установив причину аварии, обязан принять меры, исключающие повторение ее в будущем.
Главные и вспомогательные двигатели должны быть установлены в машинном отделении судна так, чтобы вокруг них были проходы и площадки требуемой ширины. Загромождать эти проходы и площадки какими-либо предметами запрещается.
Машинное отделение каждого судна должно быть устроено и оборудовано в соответствии с требованиями Речного Регистра СССР, органов пожарной безопасности, охраны труда и санитарного надзора.
Для удобства и безопасности обслуживания вокруг главных и вспомогательных двигателей предусматриваются достаточные по величине проходы и площадки. Во время эксплуатации и ремонтов загромождать их какими- либо предметами запрещается.
Поверхность сланей, площадок, трапов, решеток и поручней в машинном отделении должны содержаться в чистом, сухом состоянии.
Маховики двигателей, наружные передачи движения к механизмам, валопроводы, муфты и другие подвижные части должны быть ограждены или полностью закрыты кожухами или решетками.
Наружные поверхности трубопровода выпускных газов дизелей, газоходы котлов и паропроводы покрываются тепловой изоляцией для предупреждения Ожегов при соприкосновении с ними и для уменьшения нагрева воздуха в машинном отделении.
Двигатели должны иметь исправное валоповоротное устройство.
Все контрольно-измерительные приборы и средства связи между машинным отделением и рубкой должны быть исправными.
Освещенность и вентиляция машинного отделения должны соответствовать действующим нормам.
Все клапаны, вентили и другая арматура трубопроводов должны иметь металлические таблички с указанием назначения и направления открытия.
Необходимый для работы инструмент должен быть исправным и храниться в отведенных ему местах в специальных инструментальных сумках, ящиках или стеллажах.
Монтажные приспособления, грузоподъемные средства, запасные и сменные части должны храниться на своих местах в исправном состоянии и прочно закрепленными.
Используемые при ремонтных работах переносные лампы разрешается питать только током низкого напряжения (6—12 в).
Окраска бортов, переборок, механизмов, цистерн и трубопроводов в приятные светлые тона способствует не только лучшей освещенности рабочих мест, но и позволяет скорее обнаружить образование трещин и утечки масла, топлива и воды.
Автоматизация и дистанционное управление механизмами, увеличивая производительность труда команды, одновременно повышают безопасность работы с ними.
Актуальной проблемой техники безопасности в настоящее время является борьба с шумом работающих дизелей. Решение этой проблемы осуществляется двумя путями: путем создания двигателей с меньшим уровнем рабочего шума, путем звукоизоляции машинных отделений при дистанционном управлении и автоматизации обслуживания двигателей, т. е. путем вывода людей из сферы действия наибольшего шума.
Подробный перечень операций, которые надлежит выполнять при эксплуатации судовых дизелей, приведен в «Правилах обслуживания судовых двигателей внутреннего сгорания и ухода за ними», а по конкретным типам двигателям — в заводских инструкциях к ним и в специальных инструкциях на рабочих местах.
Поэтому здесь ограничимся изложением основных положений, выполнение которых гарантирует безопасность работающему.
Регулировать форсунки, приводы клапанов и производить какие-либо ремонтные работы на работающем дизеле категорически воспрещается.
Также воспрещается ощупывать или протирать ветошью или тканью движущиеся детали работающего механизма.
На постах управления подготавливаемого к ремонту двигателя необходимо вывешивать предупредительные таблички: «Двигатель не проворачивать, не пускать — ремонт!».
Валопровод такого двигателя должен быть застропорен тормозом, ва-лоповоротным устройством или заклинен каким-либо приспособлением. Подвод топлива и пускового сжатого воздуха к двигателю на время ремонта должен быть перекрыт, индикаторные краны открыты. При электростартер- ном пуске двигателя провод питания стартера должен быть отключен от аккумуляторной батареи.
Рекомендуется избегать одновременного производства работ на разных уровнях одной вертикали.
Запрещается пользоваться неисправными и неиспытанными грузоподъемными механизмами (талями, домкратами и т. п.). Работать со стальными тросами можно только в рукавицах.
Грузы должны подниматься и опускаться плавно, без рывков.
Категорически воспрещается перемещать грузы над людьми и оставлять поднятую деталь на весу без надзора.
Демонтаж жестких пружин, находящихся под нагрузкой, должен производиться только с использованием специальных приспособлений.
При механической очистке от нагара, накипи, краски и коррозии деталей и трубопроводов работающий должен надевать защитные очки.
При разборке трубопроводов, работающих под давлением, необходимо убедиться в том, что давление снижено до атмосферного.
Сварку, резку, пайку и другие работы с открытым пламенем в машинном отделении следует производить с особой осторожностью. При вскрытом картере двигателя работа с пламенем не допускается.
При проверке и регулировке форсунок нельзя подносить руки к работающим сопловым отверстиям. Следует избегать насыщения распыленным топливом воздуха, особенно при плохой вентиляции.
На ходу судна значительно снизить обороты вала двигателя или немедленно остановить двигатель без соответствующей команды из ходовой рубки разрешается только в следующих случаях:
а) если дальнейшая работа двигателя угрожает жизни человека;
б) когда двигатель идет вразнос;
в) при появлении стуков и ненормальных шумов, свидетельствующих об аварийном состоянии основных подвижных деталей.