Электрические реле
Электрическим реле называется аппарат, приводящий в действие одну или несколько управляемых электрических цепей при воздействии на него электрических сигналов, поступающих из управляющей цепи. Каждое реле характеризуется мощностью срабатывания Рср и током срабатывания Iср, необходимыми для его надёжного срабатывания, а также мощностью управления Руп, т. е. минимальной величиной электрической мощности, при которой реле ещё работает. По этим параметрам выбирается требуемый тип реле.
Реле характеризуется также временем срабатывания, т. е. временем, которое протекает с момента подачи управляющего сигнала до начала воздействия реле на управляемую цепь.
Время срабатывания обычно подразделяется на два периода: время трогания tmp, т. е. время, протекающее с момента появления управляющего сигнала до начала перемещения подвижной части реле, и время движения tдв, т. е. время, протекающее с момента начала перемещения подвижной части реле до начала воздействия на управляемую цепь.
Средние значения перечисленных параметров для наиболее распространённых типов электрических реле приведены ниже.
Сравнительная характеристика основных типов электрических реле
Реле, получая внешний сигнал, приводит в действие исполнительный орган, обычно производящей замыкание контактов или изменение электрических параметров.
Реле выпускаются на напряжения от 12 до 500 в переменного тока.
По назначению реле разделяют на следующие группы: управления, защиты, автоматики и сигнализации.
Реле управления включаются в цепи управления и осуществляют управление исполнительным аппаратом непосредственно или через другие аппараты.
Реле защиты включаются в цепи управления непосредственно и через измерительные трансформаторы и воздействуют на управляемую цепь через другие аппараты.
Реле автоматика и сигнализации включаются в цепи управлення или непосредственно или через другие аппараты и осуществляют управление исполнительным органом.
Реле максимального тока (рис. 49) используются для защиты электродвигателей от перегрузок. Катушка максимального тока включается последовательно в главную цепь тока, непосредственно или через трансформатор тока. Ток срабатывания выбирается в пределах 140—150% номинального тока двигателя.
Другой тип наиболее распространённых электромагнитных реле максимального тока представлен на рисунке 50. Это реле применяется в электросетях и на объектах электрооборудования.
Тепловые реле защищают электрические -цепи от небольших, но продолжительно действующих перегрузок. Основные части теплового реле — нагревательный элемент и биметаллическая пластинка (рис. 51).
Тепловые биметаллические реле серии ТРА служат для защиты силовых цепей электродвигателей малой и средней мощности переменного и постоянного тока, характеризующихся продолжительным пусковым режимом. Они обеспечивают прямой пуск асинхронных электродвигателей от сети.
Тепловые биметаллические реле ТРВ служат для защиты генераторных цепей и цепей силовых установок при кратковременном пусковом режиме и малой кратности пускового тока.
Электромагнитные реле времени типа РЭ-100 (рис. 52), так же как маятниковые, электронные и пневматические, употребляются для выдержки времени при переключении ступеней пусковых сопротивлений, автоматизации движения механизмов и машин и других целей.
Маятниковые реле времени, с выдержкой времени от 0,5 до 10 сек, выполняются с часовым механизмом. Такие реле часто пристраиваются к контакторам без собственной магнитной системы. Помимо контактов с выдержкой времени, маятниковые реле снабжаются контактами мгновенного действия.
Промежуточные реле переменного тока типа ЭП-41/42Б (рис.53) предназначены для цепей с большим числом блокировочных контактов. Для прямого включения это реле используется только для электродвигателей небольшой мощности (до 0,5 квт).
Обычно промежуточные реле применяются для усиления мощности и увеличения количества контактов, необходимых для обеспечения цепей блокировки и сигнализации.