В судовых условиях при рабочем напряжении судовых установок свыше 25 в. защитному заземлению подлежат все доступные для прикосновения металлические части, которые обычно не находятся под напряжением, но могут оказаться под ним в результате повреждения изоляции.
К таким частям относятся: корпуса электрических машин и аппаратов, трансформаторов и приборов, каркасы распределительных щитов и устройств, корпуса установочной арматуры светильников, металлические оболочки кабелей.
В случае установки электрооборудования на металлические фундаменты или кронштейны, являющиеся надежно металлически связанными с корпусом судна, специального дополнительного заземляющего устройства не требуется. При напряжениях до 25 в. защитные заземления в судовых условиях не применяются.
Заземления на судах с металлическим корпусом выполняются на корпус судна медным проводом или лентой. Сечение основных заземляющих проводов или лент должно быть не менее 6 мм2, а для отдельных мелких приборов должно быть не менее 1,5 мм2.
Заземление на судах с деревянным корпусом выполняется на специальный медный или латунный лист или полосу, которая крепится снаружи подводной части судна, причем общая поверхность этих заземлителей принимается не менее 0,5 м2. Обычно па судне делается два таких заземлителя. Устраивать заземлители нужно на наружной обшивке, в местах, не обнажающихся на ходу судна или при волнении.
На судах, кроме перевозящих огнеопасные и взрывоопасные вещества, в качестве заземлителей для защитных заземлений при условии соблюдения непрерывности электрической цепи допускается использовать:
а) стальные трубы, служащие для прокладки проводов;
б) металлические конструкции судна (фундаменты, бимсы, стрингеры и т. п.);
в) металлические конструкции общесудовых систем, кроме трубопроводов, баллонов, цистерн и других емкостей, несущих сжатые газы, бензин, керосин, нефть, масло и т. п.
Защитные заземления разрешается совмещать с заземлениями, предназначенными для защиты от помех радиоприему и для снятия электростатических зарядов.
Совмещение защитных заземлений с рабочими заземлениями и заземлениями грозозащиты на судах не допускается.
На рис. 51а показаны некоторые совмещенные способы рабочего заземления оболочек кабелей.
Рис. 51а. Защитное заземление оболочек кабелей. I крепление кабеля к металлической переборке; II— крепление кабеля на панели; III— разрез по скобе для случая II.
1 — пружинная шайба; 2—фольга; 3—корпусной винт, закрепляющий кабельную скобу;
4 – металлический корпус судна; 7, 5- экранирующие оболочки кабеля;
6—металлическая скоба, приваренная к корпусу судна;
9—контактная скоба (латунь 0,2 мм, луженая с обоих сторон).