Изучение пожаров на судах транспортного флота показывает, что приходится иметь дело с тремя видами пожаров, а именно: пожарами в жилых и служебных помещениях, пожарами в грузовых трюмах, пожарами в машинно-котельных отделениях. При определенных условиях один вид пожара может перейти в другой, охватив пожаром все судно.
Особенностью жилых и служебных помещений является наличие деревянных конструкций, сгораемой мебели, окраски и т. п. Здесь пожар в течение нескольких минут охватывает все помещение. Через непродолжительный период горение переходит в коридоры, на верхние палубы и наружные надстройки. Температура в зоне горения быстро достигает 800—900° С. Ввиду наличия в жилых и служебных помещениях большого количества спасательных средств, имеющих в своем составе пробку, а также окраску стен и потолка, дым характеризуется значительной плотностью, снижающей видимость.
Основным средством пожаротушения в жилых и служебных помещениях судов является вода в виде распыленных струй. По коридорам, оконным проемам, иллюминаторам вводят по горизонту пожара водяные струи. В случае сильного задымления применяют при тушении пожара газо-дымозащитные средства.
При организации тушения внутренних пожаров особое внимание обращается на спасение людей, для чего используются все возможные пути проникновения в помещения, где имеются люди с целыо их спасения вплоть до устройства проемов путем вскрытия отдельных легких конструкций.
При тушении пожара люки, ведущие в трюмы, должны задраиваться, с тем чтобы предотвратить возможность сбора воды в корпусе судна и потери остойчивости