Ликвидация очагов горения может быть осуществлена различными силами и средствами пожаротушения и производится в зависимости от складывающейся на пожаре обстановки и степени локализации горения.
Способы пожаротушения на судах транспортного флота были рассмотрены выше. Здесь рассмотрим некоторые применяемые общие приемы ликвидации пожара.
В начальный период для поливки места пожара обычно дают хороший эффект распыленные струи из стволов «Б», гидропульты и струи от пожарных кранов внутреннего водопровода.
При пожаре, принявшем открытую форму, подают стволы «А» и в отдельных случаях лафетные.
Для того чтобы обеспечивать хорошую маневренность ствольщиков при тушении пожара установлен обязательный запас рукавов при внутренних пожарах не менее 10 м и наружных 20—40 м.
При тушении пожара ствольщику необходимо:
а) возможно ближе подходить к очагу пожара и располагаться по возможности выше или на уровне с очагом пожара;
б) непрерывно продвигаться со стволом вперед, с тем чтобы иметь возможность локализовать, а затем ликвидировать очаг горения по всему радиусу действия струи;
в) действовать струей сверху вниз при тушении вертикальных горящих плоскостей;
г) направлять струю в первую очередь на плоскости конструкций, сгорание или потеря механической прочности которых может вызвать обрушение, а также на те конструкции, которым создана непосредственная угроза воспламенения;
д) перекрыть ствол или вывести струю наружу здания после ликвидации пожара.
Работа ствольщика должна проходить в тесном контакте со смежно работающими членами пожарной команды или дружины, оказывая им при необходимости помощь.