При возникновении пожара на судне вахтенный начальник немедленно должен включить сигнал внутренней пожарной тревоги и сообщить о случившемся капитану.
По сигналу пожарной тревоги на вахту заступают: на мостике— капитан (или лицо, его заменяющее), рулевой и радист, а в машинном отделении — механик (или лицо, его заменяющее) и моторист (машинист, кочегар).
Во время пожара капитан обязан:
обеспечить наиболее выгодную постановку или маневрирование судна по отношению направления ветра, чтобы не создавать условий для возможного распространения огня;
при нахождении судна в пути отдать распоряжение: «Судно к берегу»;
при нахождении судна у причала, дебаркадера или на рейде определить положение, место стоянки или маневрирование судна с учетом направления ветра, проведения эвакуации (спасения) пассажиров и груза, а также состояния глубин и других условий.
Обязанности личного состава экипажа судна по сигналу пожарной тревоги предусматриваются «Расписанием общесудовых тревог». В нем указываются: место сбора по сигналу тревоги, состав и задачи разведки очага пожара, какой пожарный инвентарь (огнетушители, рукава, ведра, ломы и др.) за кем закреплен, кто и какие средства пожаротушения (водяные и пенные стволы, пар и др.) должен применять и действия личного состава по локализации пожара (закрытие дверей в огнезадерживающих переборках, окон, иллюминаторов, перекрытие воздуховодов вентиляционной системы и др., эвакуация и спасение пассажиров на пассажирских судах, обеспечение их спасательными поясами, оказание медицинской помощи пострадавшим).
При внезапном изменении обстановки и невозможности своевременного получения приказания от капитана судна (или лица, его заменяющего) командный состав должен действовать самостоятельно.
Капитан судна несет личную ответственность во всех случаях за исход тушения пожара и безопасность пассажиров и экипажа.