Данные статистики показывают, что 47% пожаров (загораний) на речных судах происходит во время судоремонта, 35% — при погрузке, выгрузке и стоянке в навигационный период и 18%—в пути следования.
Во время судоремонта причинами пожара чаще всего являются нарушение правил пожарной безопасности и нёсоблюдение установленного противопожарного режима при производстве электро- и газосварочных работ (до 33% всех пожаров).
Значительное количество пожаров возникает от непотушенного окурка и небрежного обращения с огнем (до 15%).
Нарушение противопожарного режима при осмотре топливных цистерн в большинстве случаев приводит к взрыву и пожару с тяжелыми последствиями.
Пожары появляются в результате нарушения Правил технической эксплуатации вспомогательных котлов на судах. Согласно Правилам, перед разжиганием топки котла, работающего на жидком топливе, необходимо осмотреть топку и проверить, нет ли в ней топлива; предварительно провентилировать топку путем пуска пара через форсунку с целью удаления взрывоопасной смеси газов и предотвращения выброса пламени наружу. Часто эти требования нарушаются, вследствие чего возникает пожар. Причиной пожара может быть неисправность силовой и осветительной сетей (до 11%).
К пожару часто приводит нарушение правил пожарной безопасности при пользовании электрическими приборами.
Пожары и взрывы могут быть следствием столкновения встречных судов с нефтеналивными. При этом в месте удара разрушаются металлический корпус и переборки грузовых танков, образуются сквозные отверстия, через которые вытекают нефтепродукты, происходит искрообразование, в результате чего в зависимости от степени концентрации паров нефтепродуктов с воздухом возникает воспламенение, горение, вспышка или взрыв. Зарегистрированы случаи пожаров от грозовых разрядов и статического электричества.
В условиях эксплуатации нефтеналивных речных судов статическое электричество образуется при перекачке нефтепродуктов с пониженной электрической проводимостью, при движении их по трубопроводам с повышенной скоростью, при разбрызгивании и распыливании во время слива в емкости.
Аккумуляция зарядов статического электричества увеличивает их потенциал, что обусловливает образование электрического поля в нефтепродукте.
Заряды статического электричества возникают и сохраняются на нефтеналивных судах в течение всей их эксплуатации.
При погрузке нефтепродуктов в судно степень их электризации зависит от материала нефтепровода и от скорости движения по нему нефтепродукта. Значительно увеличивается число зарядов статического электричества при движении нефтепродукта по трубам с шероховатостью стенок, большим числом изгибов и участков с переменным сечением и т. д.
Повышенный потенциал заряда статического электричества возникает также вследствие превышения скорости движения нефтепродукта по грузовой системе судна и разряда его в результате неудовлетворительного технического состояния защиты от статического электричества.
По данным Государственного института по проектированию нефтеперерабатывающих заводов Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР, скорость движения продукта по трубам в начальный период их заполнения нефтегрузом должна быть 2 м/сек. -
Линейная скорость -подачи нефтепродукта в судно по трубопроводам самотеком или с помощью грузовых насосов равна 6—7 м/сек. При такой скорости наблюдается электризация нефтепродуктов в зависимости от материала трубопровода и вязкости нефтепродукта. Чем меньше его вязкость, тем значительнее скорость потока. Наибольшей электризации подвержены маловязкие нефтепродукты (бензин, керосин, и др.).
Повышение скорости движения нефтепродукта (до 10 м/сек) приводит к разряду статического электричества и взрыву.
Степень опасности электризации нефтепродукта на нефтеналивных судах зависит от условий их эксплуатации, типа перевозимого груза, конструкции грузовой системы и ряда других факторов.
На береговых объектах пожары возникают в результате небрежного обращения с огнем (около 13%), неисправности и неправильной эксплуатации электросетей и электрооборудования (до 13%), курения (13%), эксплуатации бытовых электрических нагревательных приборов (10%), от искр, вылетающих из дымовых и выхлопных труб (до 10%), при электрогазосварочных работах (свыше 10%), вследствие нарушения правил топки печей и плит (около 10%), от грозового разряда (до 0,5%) и других причин (около 20%).
Чтобы сократить количество пожаров и причиняемые ими убытки, нужно систематически анализировать причины пожаров на судах и береговых объектах. На основании данных анализа разрабатывать противопожарные мероприятия, которые бы позволили уменьшить их число.