Охрана Труда

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Особенности пожарной опасности речных судов

Пожарная характеристика судов определяется их типом, назначением, районом плавания, способом движения, материа­лом корпуса и надстройки,

наличием горючего материала, скрытых путей распространения дыма и огня, пожароопасностью перевозимого груза, наличием источника возможного возникновения пожара, пассажиров, состоянием пожарной техники, уровнем пожарной подготовки членов экипажа и т. д.

Пожарная опасность пассажирских и грузо-пассажирских судов определяется материалами и конструкциями различных групп возгораемости. Теплоизоляция бортов, переборок, выгоро­док и перекрытий выполняется из трудносгораемого материала, но иногда из сгораемого (экспанзита, асбодревесной плиты и т. д .).

Весь горючий материал внутри надстройки находится под стальной оболочкой крыши и наружных стен. Это затрудняет тушение пожара.

На некоторых судах запас дизельного топлива достигает до 143 т, а масла до 7 т.

Наличие пассажиров на борту судов увеличивает пожарную опасность в связи с применением ими открытого огня (курение, применение бытовых нагревательных приборов).

Пожарная опасность сухогрузных судов определяется нали­чием пожароопасных грузов и степенью их горючести, располо­жением в надстройке, на палубе, в кормовой части жилых кают для экипажа судна, камбуза, столовой.

В качестве изоляционного материала на многих судах применены асбодревесные плиты и крошеная пробка. Количество дерева в составе судна до 9 т. Запас топлива в бортовых и днищевых цистернах составляет до 145 т и масла до 6 г.

Пожарная опасность перевозимых грузов зависит от их физико-химических свойств и количества. При возникновении пожара в грузовом трюме происходит непрерывное выделение тепла, в результате чего температура в нем повышается. Особенно она высока в зонах, близких к местам горения (900° С и выше). Деревянные конструкции при этом загораются, а металличес­кие нагреваются. При соприкосновении деревянных деталей с металлическими они загораются, и пожар распространяется на смежные сгораемые конструкции.

Танкеры и нефтеналивные несамоходные суда относятся к категории особо опасных по роду перевозимых грузов, так как при определенных условиях на них может произойти взрыв и пожар.

В связи с повышенной пожарной опасностью перевозимого груза предъявляются особые требования к техническому состоя­нию судов.

Такие дефекты, как пропуск паров нефтегруза в коффердамы и сухие отсеки, утечка груза через повреждения корпуса; нару­шение герметичности бортовой и палубной обшивок, люковых крышек; скопление паров нефтегруза, создающих взрывные кон­центрации; неисправность газоотводной системы — создают усло­вия для образования взрыва и пожара. Хранение в топливных отсеках машинного отделения танкеров основного и расходного запаса топлива (до 122 т) и масла (до 6 т) повышает их пожар­ную опасность.

В конструкции судов до 44 т дерева.

Размещенные в надстройке на главной палубе, в кормовой части жилые каюты экипажа, камбуз, столовая могут быть ис­точниками первоначального очага пожара вследствие примене­ния в них открытого огня.

Конструкция нефтеналивных несамоходных судов отличается от танкеров: они не имеют сильно развитых палубных надстроек, машинного, котельного, моторного и насосного отделений, поэ­тому в пожарном отношении менее опасны.


 

Помощь специалисту