Ремонт данных объектов связан с опасностью взрыва.
Чтобы создать безопасные условия для его выполнения, нужно удалить остатки нефтегруза, провести дегазацию, т. е. искусственно снизить концентрацию газов в танке до предельно допустимой санитарной нормы (для паров бензина 0,3 мг/м3).
Дегазацию осуществляют различными средствами. Применяют специальные моющие жидкости, разведенные в горячей воде, которые с помощью механических средств подаются струями (рассеивающими, компактными) под давлением до 2—3 кгс/см2\ паром водяным — под давлением до 8 кгс/см2, после чего производится протирка переборок грузового отсека ручным способом. Только после этого и соответствующего осмотра химиком-лаборантом разрешается приступить к ремонтным работам.
Такие подготовительные операции очень трудоемки и стоят дорого. Поэтому при подготовке нефтеналивных судов к ремонту используют инертные (дымовые) газы (метод ДМ-51, предложенный специалистами пароходства «Волготанкер», научными сотрудниками Куйбышевского индустриального института и работниками Министерства речного флота).
Замкнутые воздушные пространства заполняются охлажденными инертными газами, содержащими не менее 12% углекислого газа и не более 4% кислорода. При этом устраняется взрывная и пожарная опасность во время выполнения ремонтных работ. Надобность в зачистке судна от остатков нефтегруза в данном случае отпадает.
Результаты опытов, проведенных Куйбышевским индустриальным институтом по заполнению емкостей парами нефтей и дымовыми газами с различной концентрацией углекислого газа и последующим воздействием теплового импульса на газовую смесь, приведены в табл. 5.
На рис. 8 изображены диаграммы, на которых указаны области взрывов, вспышек и невоспламенений при различном количестве дымовых газов в емкостях, когда содержание углекислого газа и кислорода в смеси горючих и дымовых газов не приводит к воспламенению или взрыву при наличии источника зажигания.