С окончанием навигационного периода все суда заходят в отстойные пункты и в затоны судоремонтных заводов и ремонт но-эксплуатационных баз па зимний отстой и ремонт.
Сосредоточение судов в межнавигационный период на сравнительно небольшой акватории затона или отстойного пункта создает определенную пожарную опасность.
Все это определяет характер противопожарных мероприятий, которые должны выполняться с целью обеспечения пожарной безопасности отстоя и ремонта каждого судна в отдельности, находящегося в составе каравана судов, а в случае возникновения пожара позволили бы быстро ликвидировать его без материального ущерба транспорту.
К приходу судов акватория и береговая территория отстойпых пунктов и затонов подготавливаются в соответствии с требованиями безопасности отстоя флота и пожарной безопасности.
Производится траление мест стоянки судов, чтобы избежать проломов корпуса случайно находящимися на дне затона (отстойного пункта) посторонними предметами или вследствие изменения уровня воды.
Выполняется профильная съемка глубин, берегов и дна затона, отстойного пункта. При этом учитываются возможные изменения уровня воды по данным прошлых лет и прогнозу на предстоящий межнавигационный период. Результаты съемки оформляются в виде схем, таблиц и т. п.
Размечается причальная линия затона (отстойного пункта) с указанием границ установки линий (счалов) судов, противопожарных разрывов между линиями (счалами) и группами судов в караване.
К приходу судов в затон (отстойный пункт) на зимний отстой и ремонт приказом директора (начальника) судоремонтного предприятия выделяется из состава действующего флота судно, которое должно нести круглосуточное, непрерывное дежурство в осенний период до образования ледостава, а весной — с момента нарушения ледяного покрова.
Дежурное судно должно иметь хорошие эксплуатационные и буксирные качества. Оно оборудуется мощными водооткачи вающими механическими установками, пожарными насосами производительностью не менее 50—60 м³\ч, установкой пенного тушения, пожарными выкидными рукавами не менее 120 м, пожарным инвентарем и средствами радиосвязи.
Такое судно всегда находится в постоянной готовности к действию.
Команда его должна иметь соответствующую пожарную подготовку, уметь применять водооткачивающие и пожарные средства и тушить пожар.
На акваториях затонов (отстойных пунктов) должны быть плавучий специально оборудованные понтоны (плавучая противопожарная установка), а на береговой линии — пожарные насосные установки. Количество их определяется комиссией с участием представителя ВОХРа МРФ. На каждые 200 пог. м акватории затона полагается не менее одной установки.
Перед Вводом в затон (отстойный пункт) судно зачищают от остатков топлива, смазки и отходов, а также от различного ненужного материала.
Из расходных цистерн полностью сливается топливо, и их зачищают.
Керосин, бензин, лаки, краски, ракеты, фальшфейеры и другие огнеопасные материалы сдают на хранение в береговые склады затона.
Проживание плавсостава и применение открытого огня при постановке судов на зимний отстой прекращаются после сдачи судна в затон и после спуска пара.
Вся электропроводка на таких судах отключается от источников питания.
На зимующих судах создаются пункты пожарного инвентаря, размещаемые на главной палубе.
Противопожарный режим и внутренний распорядок на период зимнего отстоя устанавливаются директором (начальником) судоремонтного предприятия вместе с начальником местного подразделения ВОХРа и доводятся до сведения рабочих и служащих.