Электрическая пожарная сигнализация служит для быстрой и точной передачи сигнала о возникновении пожара с указанием места, откуда он подан.
В отличие от других средств связи она обеспечивает передачу заранее обусловленных сообщений оптическим и акустическим сигналами.
В электрическую пожарную сигнализацию входят: извещатели, устанавливаемые на судне, с помощью которых сигнал передается на центральный пост управления судном; приемная станция, обеспечивающая прием сигналов с извещением, фиксируя их оптическим и акустическим средствами; линии (провода), соединяющие извещатели со станцией, и источники питания системы сигнализации.
Пожарные извещатели применяются с автоматическим и ручным приводом. Автоматические извещатели устанавливаются в грузовых трюмах, машинно-котельных отделениях, а ручные— в коридорах и на палубах судна.
В зависимости от способа приведения в действие извещатели подразделяются да тепловые, действующие при повышенной, окружающей температуре воздуха, световые, включающиеся при появлении пламени, и дымовые, действующие при возникновении дыма.
Тепловые извещатели способны реагировать на появление тепловой энергии на площади 10—30 ж2, дымовые —на появление дыма на площади 60—100 м2, а световые — на появление пламени огня на площади до 1600 м2.
Автоматические тепловые извещатели могут быть максимального, дифференциального и максимальнодифференциального действия. Автоматические тепловые извещатели максимального действия срабатывают при повышении температуры воздуха окружающей среды выше заданного предела.
Температура их срабатывания выбирается в зависимости от возможной максимальной температуры воздуха в помещении при нормальных условиях (до возникновения пожара). Обычно она устанавливается на 20° С выше нормальной рабочей температуры помещений (или на температуру срабатывания +70° С).
Автоматические тепловые извещатели дифференциального действия срабатывают при резком повышении температуры воздуха окружающей среды.
Максимально-дифференциальные извещатели срабатывают в течение не более 30 сек при резком изменении температуры окружающей среды на 20° С.
На речных судах получил распространение автоматический биметаллический максимально-дифференциальный пожарный' извещатель типа МДПИ-028 в водозащищенном исполнении. Он используется в комплекте с коммутатором СПЛО-ЗО-М и релейным комплектом РКИМ-1 при температуре окружающего воздуха от —40 до +50° С в условиях вибрации.
При дистанционном управлении в машинном отделении устанавливаются тепловые извещатели, срабатывающие при повышении температуры и появлении пламени.
Автоматические пожарные извещатели, реагирующие на появление дыма (дымовые извещатели1), применяются в тех случаях, когда загорание сопровождается обильным выделением дыма (горение древесноволокнистых и резиновых изделий и материалов, электроаппаратуры и т. п. ).
Автоматические пожарные извещатели, реагирующие на появление дыма, устанавливаются в грузовых трюмах, а pea- гирующие на появление пламени (световые извещатели)—в закрытых помещениях судов.
Электрические пожарные извещатели с ручным приводам разделяются на кнопочные, используемые в лучевых системах пожарной сигнализации, и кодовые, применяемые в кольцевых ее системах. На речных судах установлены кнопочные ручные пожарные извещатели.
Получение сигнала от автоматического и ручного извещателя фиксируется на световом табло и электрическим звонком, находящимся з рулевой рубке.
Подача сигнала пожарной тревоги осуществляется включением вручную или автоматически авральной сигнализации.