В отличие от заводских вентиляционных установок, одной из наиболее характерных особенностей судовой вентиляции является ограниченность габаритов помещений, что связано, например для машинно-котельных отделений, с повышенной теплонапряженностью.
В судовых условиях имеет место интенсивное загрязнение воздуха пылью и газами, а также чрезмерное повышение температуры или влажности.
В судовых помещениях, предназначенных для хранения топлива и смазочных масел, всегда содержатся выделяющиеся из топлива пары или газы, которые образуют вместе с воздухом взрывоопасную смесь. Образование взрывоопасной смеси возможно и в помещениях, где производится зарядка аккумуляторных батарей.
Повышение влажности воздуха в судовых помещениях обычно связано с водопроницаемостью самого корпуса, трубопроводов, с судовыми уборками и т. д. Кроме того, трубопроводы и корпус судна при низких наружных температурах вызывают местное повышение относительной влажности.
Повышение температуры в отдельных помещениях судна, и в первую очередь в машинно-котельных, связано с выделением большего количества тепла машинами, аппаратами, приборами и трубопроводами.
На судах очистку и охлаждение воздуха производят, главным образом, обычной общеобменной вентиляцией. За последние годы на пассажирских судах появились установки для кондиционирования воздуха, в которых воздух перед подачей в пассажирские, жилые и служебные помещения подвергают, в зависимости от внешних условий, обработке (охлаждению, осушению или подогреву и увлажнению).
С помощью систем кондиционирования воздуха в современных условиях имеется возможность автоматически обеспечивать постоянное качество воздуха в помещениях в любое время года.
Способы воздухообмена в судовых условиях. Так же, как в производственных помещениях промышленных предприятий, на судах применяются как естественные, так и искусственные способы воздухообмена. Организация воздухообмена производится главным образом распределенным и лишь в некоторых случаях сосредоточенным способом.
В зависимости от обслуживаемых помещений вентиляция на судах обычно различается:
1. Общесудовая, обслуживающая пассажирские, жилые, бытовые и служебные помещения.
2. Вентиляция грузовых трюмов.
3. Вентиляция рефрижераторных трюмов.
4.Вентиляция машинно-котельных отделений.
Кратность воздухообмена в судовых условиях определяется для различных помещений и судов, исходя из условий обеспечения температуры в помещении в допустимых пределах или исходя из предельных норм содержания газов и влаги, установленных санитарными нормами.