Площадки, намечаемые для строительства предприятий, должны быть достаточного размера и удовлетворять санитарным требованиям в отношении прямого солнечного облучения, естественного проветривания и проведения противомалярийных мероприятий.
Размер производственных площадей определяется обычно с помощью опытных коэффициентов, а также подсчетом площадей отдельных цехов и вспомогательных сооружений. Первым методом пользуются для определения предварительных размеров строительной площадки. Занятую площадь без учета дорог и инженерных коммуникаций можно определить по формуле
S = (Ak + S1) * 1.12
где S — размер занятой территории в м2;
А — число производственных рабочих;
k — размер застроенной площади на одного производственного рабочего в м2; на судоремонтном заводе k = 15— 20 м2; для судостроительных верфей k = 25 - 35 м2; большая величина относится к верфям серийной постройки судов.
S1 — площадь, занятая судоподъемными сооружениями.
Общий размер территории с учетом площади дороги инженерных коммуникаций определяют по формуле
T = S/k1
K1 —коэффициент занятости территории; для речных и морских судоремонтных предприятий k1 = 0,35 — 0,50; для судостроительных верфей k1 = 0,40 — 0,60.
Площадка должна иметь относительно ровную поверхность с небольшим уклоном к акватории (от 0,002 до 0,020). Участок должен быть защищен от ледохода и волнения. При весеннем подъеме воды должна обеспечиваться незатопляемость участка. Расположение площадки предприятия должно обеспечивать возможность удобного расселения трудящихся невдалеке от предприятия с соблюдением необходимых санитарных требований. Выбор территории для расселения трудящихся должен производиться одновременно с выбором площадки для промышленного предприятия.
Грунт под сооружениями должен иметь достаточную несущую способность, с тем чтобы не возводить специальных дорогостоящих оснований. Уровень грунтовых вод на площадке должен быть по возможности ниже глубины устройства подвалов, тоннелей и т. п.
Площадка должна давать возможность снабжения технической и питьевой водой; расположение площадки должно допускать удобный отвод сточных вод.
Площадка должна удобно примыкать к магистральным линиям железных дорог. Акватория должна иметь подходы к речным магистралям достаточной глубины для обеспечения безопасной проводки ремонтируемых судов.
Для устройства внутризаводских железнодорожных путей общий уклон площадки вдоль берега не должен превышать для нормальной колеи 0,005 и узкой колеи 0,01. Для автогужевых, дорог уклон площадки не должен превышать 0,05.
Ширина акватории при расположении верфи на открытом берегу при продольном спуске должна быть не менее 2,5 длины наибольшего строящегося судна. При поперечном спуске ширина акватории определяется условиями плавания судов без помех для спуска судов со стапелей.