В соответствии с правилами Речного Регистра по своему назначению электрическое освещение судов делится на: а) нормальное; б) аварийное; в) переносное; г) иллюминационное.
Нормальным называется обычное освещение верхних палуб и помещений судна.
Аварийным называется освещение, действующее при аварийном отключении нормального освещения.
Переносным называется местное освещение, применяемое для временного усиления освещенности при осмотре и ремонте механизмов и т. д.
Иллюминационное освещение служит для декоративных целей и праздничного ночного украшения судов.
Освещенность в помещениях и на рабочих поверхностях от судовой осветительной сети нормального освещения должна приниматься не ниже величин, указанных в табл. 23 (для ламп накаливания) .
При применении системы комбинированного освещения освещенность, получающаяся от источников света общего освещения, должна равняться:
а) па рабочих поверхностях не менее 25% наименьшей освещенности рабочих поверхностей, получающейся от совместного действия общего и местного освещения;
б) на уровне 0,8 м от палубы (в горизонтальной плоскости) не менее 1,5 м вправо и влево от работающего и 2 м впереди от него не менее 10 люксов.
Степень неравномерности освещения отдельных рабочих мест па протяжении 0,75 м в судовых условиях допускается не менее 0,3.,
Степень неравномерности общего освещения помещения (на высоте 0,8 м над палубой) допускается не менее 0,2.
На верхних палубах и других открытых пространствах степень неравномерности освещения в горизонтальной плоскости на протяжении в пределах до 10 м допускается не менее 0,1.
На рабочие поверхности не должны падать тени ни от работающего, ни от окружающих предметов. В случае если по местным условиям тени не устранимы, то освещенность в затененном месте от неподвижных предметов должна быть не меньше 0,3 освещенности в соседнем незатененном месте и от подвижных предметов (тени движущиеся) не меньше 0,5 освещенности 15 том же месте без тени. Если в поле зрения работающего находится источник света с яркостью, значительно превышающей яркость поля зрения, то функции зрения ослабляются. Это явление по отношению к источнику света называется блескостыо, а но отношению глаза — слепимостью.
Для предохранения работающих от прямой и отраженной блескостп источник света не должен вызывать ослепления зрения ни сам непосредственно', ни косвенно через отражения от блестящих полированных и т. п. поверхностей.
Колпаки, которые могут находиться в поле зрения, должны иметь яркость не более 0,4 стильба.
Трапы должны освещаться так, чтобы поднимающимся или опускающимся по трапу не было видно светящихся частей ламп и колпаков для лучей зрения под углом 14° и менее над горизонтом.
Лампы, применяемые для освещения мест погрузочных работ, должны находиться вне поля зрения работающих. Расположение световых точек в грузовых помещениях должно обеспечивать хорошую освещенность грузовых проходов и люков.