Охрана Труда

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Меры безопасности при операциях с горюче-смазочными материалами

Меры безопасности при операциях с горюче-смазочными материалами

Трактористам, машинистам специализированных машин и води­телям автомобилей приходится иметь дело с топливом, моторными, дизельными и трансмиссионными маслами, смазками, антифризом, тормозной и другими техническими жидкостями. Между тем все они, в той или иной степени обладают токсическими (вредными) свойствами для человека, пожаро- и взрывоопасны. Кроме того вредны для человека и присадки (добавки) к топливам, маслам и смазкам. Так, в этилиро­ванный бензин добавляют этиловую жидкость, содержащую очень ядо­витое вещество — тетраэтил свинец. В присадках к моторным и транс­миссионным маслам могут быть: сера, свинец, цинк, фосфор и другие вредные вещества.

Большинство горюче-смазочных материалов легко испаряются, все они обладают значительной (быстрой) всасываемостью в организм чело­века и хорошо впитываются в одежду, а пары топлива и пары легких фракций масел вредно воздействуют на организм человека. Эти вредные свойства горюче-смазочных материалов необходимо учитывать при работе с ними и соблюдать соответствующие меры безопасности, так как неосто­рожное обращение с ними может быть причиной местных и общих пора­жений организма.

Нарушение здоровья тракториста, водителя автомобиля в результате вредного воздействия горюче-смазочных материалов может стать причи­ной возникновения аварийной ситуации и несчастного случая.

В процессе эксплуатации тракторов и автомобилей из-за износа в сопряжениях работающих деталей увеличиваются зазоры, ослабляются плотности креплений узлов и агрегатов. С течением времени происходит потеря герметичности соединений топливопроводов топливной системы, маслопроводов и узлов соединений гидравлической и масляной систем, а также узлов и соединений системы охлаждения. В результате этого происходит протекание и продавливание топлива, масел, смазки и охлаж­дающей жидкости (антифриза), замасливание и загрязнение ими наруж­ных поверхностей двигателя, трактора. Все это способствует оседанию и скоплению на них пыли и грязи.        ,

Если не будет своевременно и регулярно устраняться, возникающие в процессе эксплуатации, протекание топлива, масел, смазки и охлаж­дающей жидкости: просечки выхлопных газов, а также не будет очищаться двигатель и трактор от ежедневно накапливающейся грязи и пыли, копоти, то через некоторое время наружные поверхности узлов и агрегатов двигателя и трактора покроются толстым слоем грязи, пыли и копоти (далее — «мазутом»).

Из-за тяжелых условий, циклических нагрузок и частых перегрузках при производстве земляных и погрузочно-разгрузочных работ значитель­ному изнашиванию подвергаются уплотнения в соединениях и приборах гидравлических систем навесных механизмов, смонтированных на тракто­рах и автомобилях: гидравлических кранах, экскаваторах, бульдозерах, бурокрановых машинах и др. Поэтому, эти механизмы чаще и' больше загрязняются маслами («мазутом»).

Во время работы на тракторах, автомобилях при заправке, устранении неисправностей, проведении технических обслуживаний и ремонтов за­грязняется горюче-смазочными материалами рабочая одежда тракториста, водителя и особенно руки.

При незначительных и не длительных загрязнениях кожных покровов:

- бензин — растворяет подкожный жир, вызывает побеление и сухость кожных покровов, на них возможно образование трещин через которые легко могут проникать в организм инфекции и вредные вещества;

- дизельное топливо может вызывать, кроме загрязнения пор кожных покровов, сильное раздражение и покраснение;

- масла и смазки — вызывают неприятное ощущение и сильное за­грязнение и забивание пор кожных покровов, а также возможны покраснения;

Если даже незначительное количество масел и смазочных материалов попадает на открытые части тела, то они загрязняют кожные покровы, забивают их поры, затрудняют дыхание кожи, и нарушают их основную функцию — вывода вредных веществ из организма через поры в виде влаги (пота). Известно, что наряду с легкими кожные покровы участвуют в дыхании, поэтому очень вредно отражается на организме человека загрязнение и забивание пор кожных покровов. Если кожным покровам не дать совсем дышать, то человек умрет. Это подтверждается известной судьбой мальчика, которого с ног до головы покрасили жидким золотом, чтобы он изображал статую Купидона, через два часа мальчик умер.

Но, тракторист, водитель автомобиля и заправщик топливом прак­тически почти ежедневно, годами имеет дело с топливом, маслами и смаз­ками, которые при неумелом и неосторожном обращении во время опера­ции с ними, могут попадать на поверхность тела и проникать в кровь (в общий кровоток), даже через неповрежденный кожный покров и разно­ситься ею по всему организму, создавая предрасположение к заболеванию кожных покровов и внутренних органов.

Так, при многократных, длительных воздействиях на кожные покровы:

- бензин может вызывать: ожоги, острые воспаления кожных покровов, сыпь, экземы, отравления;

- дизельное топливо — воспаления кожных покровов, опухлевые заболевания (рак кожи);

- масла и смазки могут вызывать: дерматиты, маслинные угри, опух­левые заболевания.

В желудочно-кишечный тракт горюче-смазочные материалы попадают при заглатывании. Горюче-смазочные материалы, которые проникли через желудочно-кишечный тракт, кровью направляются в печень, часть их в печени задерживается и обезвреживается, а другая же большая их часть, поступает в общий кровоток и разносится по всему организму, вызывая отравление и создавая предрасположение к заболеванию внутренних органов.

Особенно большой вред причиняет организму тракториста, водителя ношение одежды, пропитанной маслами и топливом. Пропитанная нефте­продуктами рабочая одежда загрязняет кожные покровы, способствует возник­новению различных кожных заболеваний (фурункулов, сыпи), затрудняет дыхание кожных покровов и отравляет организм. При частом и длительном ношении сильно пропитанной маслами и топливом одежды возможны даже хронические острые отравления и преждевременная потеря трудоспособности. Чтобы предотвратить проникновение в организм нефтепродуктов необхо­димо аккуратно обращаться с ними и соблюдать меры безопасности при работе, не допускать загрязнения рук, тела и рабочей одежды.

Для этого в первую очередь необходимо (обязательно) при ежесмен­ном техническом обслуживании очищать двигатель, трактор от пыли, грязи и замасливаний, проверять отсутствие протеканий топлива, масел и охлаждающей жидкости и при выявлении протеканий, устранять их тщательным подтягиванием уплотнений и резьбовых соединений топ­ливной и масляной систем и системы охлаждения.

Для защиты рук и тела от загрязнения горюче-смазочными материа­лами рекомендуется применять маслонепроницаемую спецодежду, рука­вицы, пасты: ХИОТ-6 или ЯЛОТ. Кроме того, каждый раз после работы с горюче-смазочными материалами, в случае загрязнений ими рук необ­ходимо не ожидая окончания рабочего дня вымыть их, желательно, теплой водой с хозяйственным мылом. Мыть руки бензином, дизельным топливом, керосином, а также пользоваться при мытье песком и опилками нельзя, так как это приводит к повреждению кожных покровов, понижению их тонуса и уничтожению всех нормальных функций. А мытье бензином вызывает сухость кожных покровов и истощение их. А это ведет к образованию трещин. Если на ладонях рук возникли трещины и ссадины, то в них может попадать топливо, масла или проникнуть инфекция и развиться воспалительный или гнойниковый процесс, который потребует длительного лечения. При появлении трещин надо мыть руки теплой водой, а затем парить их в теплой воде, вытирать насухо и смазывать вазелином, борной мазью, глицерином или кремом.

Если появились на слизистых оболочках язвочки или трещины и долго не заживают, то в них может попадать топливо, масла или смазки, которые могут способствовать или вызывать злокачественные новообразо­вания (рак губы). В этом случае следует обратиться к врачу-специалисту.

Чтобы не подвергаться вредным воздействиям топлива и их паров необходимо: заправлять трактор и автомобиль топливом механизирован­ным способом и закрытой струей, не разливать и не переливать топливо, не подсасывать его ртом, а пользоваться насосом-грушей или специальным шлан­гом, не находиться в зоне испарения топлива, не допускать протекания топлива и масел в топливной, масляной и гидравлической системах двигателя.

После окончания работы с горюче-смазочными материалами необ­ходимо снять рабочую одежду, тщательно вымыть теплой водой с хозяйственным мылом руки, лицо и шею, а при возможности после работы принять теплый душ с мылом или ванну.

В заключении не лишним подчеркнуть, что теплая вода и особенно теплый душ с хозяйственным мылом не только хорошо смывает топливо, масла и смазки с рук и кожных покровов тела, но и «открывает» их поры, вымывает и испаряет из них, и подкожной клетчатки и мышц, проникшие в них топливо, масла и смазки, а также другие вредные вещества, в том числе и пестициды.