Охрана Труда

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Требования безопасности к грузоподъемным съемным приспособлениям

Требования безопасности к грузоподъемным съемным приспособлениям

Грузоподъемные крюки и петли являются универсальными грузоподъемными приспособ­лениями кранов и имеют наибольшее применение. Груз прикрепляется к ним непосредственно либо с помощью съемных грузозахватных приспособлений: канатных или цепных строп или специальных захватов. Крюки могут быть одно- и двурогие (рис. 45).

Для кранов большой грузоподъемности применяют крюки специальной кон­струкции— пластинчатые. Грузовые петли могут быть цельнокованые и составные (рис. 46).

Грузовые крюки кранов снабжают предохранительным замком, исключающим самопроизвольное выпадение съемного грузозахватного приспособления. Съемные грузозахваты могут быть охватывающими, поддерживающими, зажимными и притя­гивающими. К охватывающим относятся стропы и пояса (ленточные стропы). При обвязке грузов могут быть при­менены универсальные и облегченные виды стропов из канатов и цепей (рис. 47).

Во всех случаях основным требованием безопасности является соответствие грузо­подъемности грузоподъемного приспособления массе поднимаемого груза.

Расчет стропов на прочность производится исходя из массы груза т, числа ветвей канатов п и значения угла α, образуемого ветвью стропового каната с вертикалью (рис. 48), по формуле

При расчете стропов общего назначения, имеющих несколько ветвей, расчетный угол между ветвями должен приниматься равным 90° (максимально допустимый угол при строповке груза). Для стропов, предназначенных для подъема определенного груза, при расчете может быть принят фактический угол. При расчете стропов, предназна­ченных для подъема грузов с обвязкой или зацепкой крюками, кольцами или серьгами, коэффициент запаса прочности канатов должен приниматься не менее 6.

В отдельных случаях, когда поверхность транспорти­руемых объектов может быть повреждена стропами, а использование других типов грузозахватов не представ­ляется возможным, применяют ленточные стропы или уста­навливают на канатных стропах эластичные прокладки.

В качестве примера поддерживающих грузозахватных устройств можно привести жесткие подвески, в част­ности грузозахваты с поворотными лапами, а также ви­лами (рис. 49).

Грузозахваты с поворотными лапами используют для перемещения ящичной тары, где исполь­зование многоветьевых строп трудоемко и главное травмо­опасно. Вилочные грузозахваты подводят непосредственно под контейнер, где в этом случае предусмотрены специаль­ные пазы. Они широко используются в вилочных погруз­чиках.

К группе зажимных устройств относятся самозахватывающие приспособления: клещевые и эксцентриковые зах­ваты. Клещевые захваты имеют рычажную систему типа ножниц, концы которых профилируются с учетом формы груза (рис. 50).

Эксцентриковые захваты используют силу трения между поверхностью стального листа, для транс­портирования которого в вертикальном положении они предназначены, и эксцентриком, а также листом и упором рамки (рис. 51, а).

С уменьшением величины угла α усилие распора N, действующее по нормали к поверхности листа в точке контакта А эксцентрика, возрастает, что обеспе­чивает надежный захват. В более сложных системах эксцентриковых захватов гибкий орган 1 воздействует на второе плечо эксцентрика 2, создавая дополнительное усилие (рис. 51, б). Требования безопасности при эксплуа­тации клещевых захватов рассмотрены ранее.

К притягивающим грузозахватам относятся электромагнитные и ваку­умные устройства. Элект­ромагниты постоянного тока широко используют­ся для подъема и переме­щения стальных и чугун­ных грузов, при этом при креплении груза к грузозахватам полностью исключается тяжелый травмоопас­ный ручной труд. Однако их использование связано с необходимостью контроля постоянных магнитных по­лей и температуры грузов.