Требования безопасности к грузоподъемным съемным приспособлениям
Грузоподъемные крюки и петли являются универсальными грузоподъемными приспособлениями кранов и имеют наибольшее применение. Груз прикрепляется к ним непосредственно либо с помощью съемных грузозахватных приспособлений: канатных или цепных строп или специальных захватов. Крюки могут быть одно- и двурогие (рис. 45).
Для кранов большой грузоподъемности применяют крюки специальной конструкции— пластинчатые. Грузовые петли могут быть цельнокованые и составные (рис. 46).
Грузовые крюки кранов снабжают предохранительным замком, исключающим самопроизвольное выпадение съемного грузозахватного приспособления. Съемные грузозахваты могут быть охватывающими, поддерживающими, зажимными и притягивающими. К охватывающим относятся стропы и пояса (ленточные стропы). При обвязке грузов могут быть применены универсальные и облегченные виды стропов из канатов и цепей (рис. 47).
Во всех случаях основным требованием безопасности является соответствие грузоподъемности грузоподъемного приспособления массе поднимаемого груза.
Расчет стропов на прочность производится исходя из массы груза т, числа ветвей канатов п и значения угла α, образуемого ветвью стропового каната с вертикалью (рис. 48), по формуле
При расчете стропов общего назначения, имеющих несколько ветвей, расчетный угол между ветвями должен приниматься равным 90° (максимально допустимый угол при строповке груза). Для стропов, предназначенных для подъема определенного груза, при расчете может быть принят фактический угол. При расчете стропов, предназначенных для подъема грузов с обвязкой или зацепкой крюками, кольцами или серьгами, коэффициент запаса прочности канатов должен приниматься не менее 6.
В отдельных случаях, когда поверхность транспортируемых объектов может быть повреждена стропами, а использование других типов грузозахватов не представляется возможным, применяют ленточные стропы или устанавливают на канатных стропах эластичные прокладки.
В качестве примера поддерживающих грузозахватных устройств можно привести жесткие подвески, в частности грузозахваты с поворотными лапами, а также вилами (рис. 49).
Грузозахваты с поворотными лапами используют для перемещения ящичной тары, где использование многоветьевых строп трудоемко и главное травмоопасно. Вилочные грузозахваты подводят непосредственно под контейнер, где в этом случае предусмотрены специальные пазы. Они широко используются в вилочных погрузчиках.
К группе зажимных устройств относятся самозахватывающие приспособления: клещевые и эксцентриковые захваты. Клещевые захваты имеют рычажную систему типа ножниц, концы которых профилируются с учетом формы груза (рис. 50).
Эксцентриковые захваты используют силу трения между поверхностью стального листа, для транспортирования которого в вертикальном положении они предназначены, и эксцентриком, а также листом и упором рамки (рис. 51, а).
С уменьшением величины угла α усилие распора N, действующее по нормали к поверхности листа в точке контакта А эксцентрика, возрастает, что обеспечивает надежный захват. В более сложных системах эксцентриковых захватов гибкий орган 1 воздействует на второе плечо эксцентрика 2, создавая дополнительное усилие (рис. 51, б). Требования безопасности при эксплуатации клещевых захватов рассмотрены ранее.
К притягивающим грузозахватам относятся электромагнитные и вакуумные устройства. Электромагниты постоянного тока широко используются для подъема и перемещения стальных и чугунных грузов, при этом при креплении груза к грузозахватам полностью исключается тяжелый травмоопасный ручной труд. Однако их использование связано с необходимостью контроля постоянных магнитных полей и температуры грузов.