Основные требования, обеспечивающие безопасную работу кранов всех систем, изложены в правилах Госгортехнадзора.
Персонал, соприкасающийся с эксплуатацией кранов, должен детально ознакомиться с содержанием этих правил.
Рассмотрим основные требования техники безопасности при эксплуатации наиболее распространенных на строительных площадках кранов и подъемников, вытекающие из правил Госгортехнадзора и правил техники безопасности для строительно-монтажных работ.
Башенные краны. Согласно требованиям техники безопасности верхний слой балласта под подкрановые пути башенного крана следует устраивать из материалов, обладающих предельно малой осадкой (щебень, песок, галька и др.). Балласт необходимо предохранить от размыва дождевыми водами.
Уклон подкрановых путей должен быть не свыше 0,002. Перекос пути в поперечном направлении не допускается. Правильность устройства путей и исправность их состояния, в том числе ширину колеи, необходимо проверять ежедневно.
Безопасные расстояния подкрановых путей от бровок котлованов и траншей должны определяться расчетом на устойчивость откосов выемок или расчетом прочности их креплений. В конце, подкранового пути требуется устраивать упоры, а рельсы должны быть надежно заземлены. Гибкий кабель, с помощью которого подводится электроэнергия на кран, требуется заключить в рези* новый шланг, предохраняющий его от механических повреждений.
В целях предотвращения несчастных случаев при эксплуатации башенных кранов обязательно выполнение следующих основных требований техники безопасности:
1. Работа крана допускается лишь при ветре силой до 6 балов. При ветре силой более 6 баллов работа крана должна быть прекращена и кран необходимо закрепить противоугонными средствами, а стрелу его опустить в горизонтальное положение.
2. Не следует производить изменение вылети стрелы крапа с подвешенным грузом, так как это может привести к опрокидыванию крана или поломке стрелы.
3. Следует .категорически запрещать пользоваться краном для подъема и опускания людей на крюке, люльках, бадьях и прочих грузоподъемных приспособлениях.
4. При работе крана не разрешается кому бы то ни было находиться под поднимаемым или перемещаемым грузом, а также в непосредственной близости от него, так как во время подъема или перемещения груз может упасть или качнуться и ударить стоящего вблизи человека.
5. Подъем груза необходимо производить отвесно, во избежание возможного опрокидывания крана и раскачивания груза, что может повлечь за собой несчастные случаи. По этой же причине воспрещается подтаскивать груз крюком механизма подъема при . косом натяжении канатов и отрыв от земли заваленного другими предметами или примерзшего к земле груза. Подтаскивание грузов поворотом стрелы у стреловых передвижных кранов часто ведет к излому стрелы. Кроме того, подтаскивание поворотом стрелы вызывает сильное раскачивание груза, что представляет большую опасность для находящихся поблизости людей.
При ремонте крана, во избежание несчастных случаев, воспрещается:
а) подъем и спуск по вертикальной лестнице, имея в руках инструменты, приборы, детали и т. д.; эти предметы следует спускать и поднимать только в перекинутой через плечо сумке или обвязанными и закрепленными;
б) передвижение на башне и стреле крана ремонтного персонала без предохранительного пояса с карабином;
в) нахождение людей внизу, в зоне крана, во время произвол ства ремонтных работ на башне или на стреле крана.
После произведенного ремонта кран должен быть подвергнут тщательному осмотру; при этом необходимо проверить, не остались ли где-либо на кране инструменты или какие-либо предметы, которые при падении с крана могут вызвать несчастные случаи.
Следует категорически запрещать подъем груза сверх разрешенной грузоподъемности. В связи с этим исключительно важное значение имеет постановка на край ограничителя грузоподъемности.
Стреловые краны и монтажные стрелы. Согласно правилам техники безопасности коэффициент запаса прочности вантовых канатов и растяжек стреловых кранов и монтажных стрел должен быть не менее 3,5; ванты должны иметь стяжные муфты (талрепы) для регулировки их натяжения.
Площадка поворотного круга, где находится такелажник, должна быть ограждена перилами высотой не менее 1 м. При переноске или перестановке монтажных стрел и при каждом изменении их высоты они должны быть подвергнуты повторному техническому освидетельствованию и испытанию под нагрузкой.
При работе стреловых передвижных кранов необходимо выполнять следующие основные требования безопасности:
1. При подъеме груза, близкого к величине предельно допустимой для данного вылета стрелы нагрузки, следует поднять груз на незначительную высоту (25—50 мм) и проверить при этом устойчивость крана, действие тормозов, а также положение и работу вращающейся части. После такой проверки кран должен быть укреплен захватами за рельсы или установлен на домкраты, где они составляют часть конструкции крана; лишь после этого может быть произведен подъем груза. Подъем грузов, требующих по характеристике крана при данном вылете использования аутригеров (выдвижных балок), без применения последних не допускается.
Опоры под аутригеры должны устраиваться с двух сторон крана и укладываться в виде сплошных клеток на выровненном и утрамбованном грунте.
2. При работе на кривой кран необходимо укреплять захватами за рельсы, а при работе и остановке на путях с уклоном помимо укрепления захватами он должен быть заторможен независимо от величины поднимаемого груза.
3. При передвижении вблизи электрических проводов кран должен маневрировать с опущенной стрелой; в случае невозможности соблюдения этого требования или если при опущенной стреле возможность соприкосновения с проводами не устраняется, работа крана на таком участке не допускается.
4. При работе и при передвижении крана по железнодорожным путям обслуживающий персонал должен выполнять правила железнодорожной сигнализации.
Подъем груза одновременно двумя кранами допускается только под непосредственным руководством лица, ответственного за надзор над кранами и подъемными механизмами; при этом грузовые канаты должны сохранять вертикальное расположение, а нагрузка, приходящаяся, на каждый кран, не должна превышать грузоподъемности его (рекомендуется применение траверзы с соответствующим соотношением плеч).
Все движения кранов и их отдельных механизмов, а также торможение во время работы должны производиться плавно, без рывков, с надлежащей осторожностью и осмотрительностью. В исключительных случаях, когда движения, производимые краном грозят увечьем людям и поломкой крана и механизмов, допускаются быстрая остановка и быстрый пуск в обратном направлении.
Все передвижения крана, тележки или крюка должны производиться в таких пределах, которые не допускали бы использования автоматических ограничителей хода или подъема.
При горизонтальном перемещении грузов, последние должны быть приподняты на высоту не менее 0,5 м выше встречающихся на пути предметов.
Кран ы - у косины и краны малой грузоподъемности. Стояки (мачты) кранов-укосин подвергаются расчету па устойчивость и прочность с коэффициентом запаса прочности не менее 4. Они должны быть раскреплены (в каждом ярусе крепления) тремя растяжками под углом в плане 120°.
Растяжки стояков необходимо снабжать натяжными устройствами. Для того чтобы избежать повреждения креплений, нижние концы растяжек должны быть ограждены.
Материалом для растяжек могут служить как стальной канат, так и стальная проволока (катанка) диаметром не менее 6 мм. В случае применения катанки каждая растяжка составляется не менее чем из двух нитей. Коэффициент запаса прочности растяжек равен 3,5 для постоянно действующих и 3,0 для временных (до 1 года).
Верхние и нижние хомуты опор укосин прикрепляются к стояку способом, не допускающим проворачивания и скольжения хомутов по стояку (болтовые соединения хомутов снабжаются контргайками).
Мачту крана-укосины необходимо снабжать надежно прикрепленными брусками в виде лестницы для осмотра и смазки головки мачты и блочных частей с расстоянием между брусками не более 400 мм.
Установка мачты производится, как правило, в собранном виде. Наращивание мачты разрешается производить лишь в исключительных случаях (при отсутствии надлежащей площадки), но с обязательным принятием всех мер предосторожности. При установке предварительно собранных на земле мачт, а также при их разборке находиться посторонним людям в радиусе, равном полуторной высоте мачты, запрещается.
Подъем груза на кране-укосине разрешается производить при расположении ее перпендикулярно к стене здания. Пели подъем груза производится возле фасада, на котором имеются проемы или выступающие части, то в этом случае требуется устраивать возле наружных лесов сплошную обшивку фасадной стены или лесов на всю высоту подъема и на ширину, соответствующую наибольшим размерам поднимаемого груза.
Будку моториста, обслуживающего лебедку крапа-укосины, требуется располагать не ближе 7 м от стояка, при высоте последнего до 20 м и не ближе 10 м от стояка при его высоте более .20 м. Расположение будки должно обеспечивать мотористу видимость мест погрузки материалов (внизу) и разгрузки платформы (вверху).
Лебедку подъемника следует снабжать концевым выключателем, автоматически останавливающим движение крюка или иного грузозахватного приспособления на расстоянии не менее 1 м от верхнего блока.
Подъемные платформы крана-укосины для подъема кирпича и других штучных грузов должны быть оборудованы с четырех сторон откидывающимися бортами. При этом высота загрузки платформ должна быть на 50 мм ниже бортов.
При подъеме на платформе кирпича и раствора в передвижной таре (тачках, вагонетках), последнюю необходимо закреплять таким образом, чтобы исключалась возможность сдвига или выпадения материалов во время подъема в случае толчка или наклона платформы (например, укрепление при помощи поперечного бруска).
Для работ с краном-укосиной устанавливается охранная зона радиусом не менее 7 м от центра мачты, ^ пределах которой в момент спуска и подъема груза следует запрещать всякий проход, проезд и нахождение людей, не исключая и рабочих, производящих нагрузку материалов и оттягивание груза канатами. Из- числа обслуживающих кран-укосину необходимо выделить лицо, ответственное за недопущение прохода и нахождения людей в охранной зоне во время подъема груза.
Краны малой грузоподъемности («ДИП», «Пионер» и т. п.) широко применяются на строительствах промышленных и жилых зданий и обычно устанавливаются на перекрытиях. В этом случае в первую очередь следует проверить прочность настила перекрытия, на котором предполагается установить кран. Чтобы исключить возможность опрокидывания крана, его необходимо надежно укрепить, приемные площадки снабдить прочными перилами. При работе кранов возможно зацепление груза за выступающие части здания, что может послужить причиной падения груза. Чтобы предупредить подобное зацепление, в зоне подъема, так же как и для кранов-укосин, применяется вертикальная обшивка фасадной стенки, выполненная в виде щита. Щит не должен иметь каких-либо проемов или отверстий.
Строительные подъемники применяются для вертикальной подачи строительных материалов при постройке зданий и сооружений. Некоторые строительные подъемники используются для подъема людей (штукатуров, маляров и др.) для производства работ по отделке фасадов зданий.
На строительных площадках чаще всего применяются три типа подъемника, а именно: шахтные, мачтовые и двустоечные (передвижные) подъемники.
Шахтные строительные подъемники обычно представляют собой деревянную клеть в стальной раме, не снабженную дверьми. Передвижение клети по направляющим производится в частично или полностью огражденной шахте.
Мачтовый подъемник обычно укрепляется при помощи кронштейнов к строящейся стене здания. Он снабжается подъемной платформой, которая может поворачиваться вокруг вертикальной оси на 180°.
Двустоечный подъемник состоит из передвижной металлической мачты, собранной из отдельных секций. С помощью ручной лебедки, установленной на нижней опорной раме подъемника, подъемник можно перемещать вдоль строящегося здания. По направляющим мачты передвигается подъемная грузовая неповоротная платформа, снабженная ловителями. В том случае, когда высота мачты превышает 10 м, подъемник укрепляется расчалками.
В том случае, когда вход В клеть или на платформу при загрузке и выгрузке их является возможным, то, согласно правилам Госгортехнадзора, требуется обязательное устройство ловителей, т. е. особых приспособлений для удержания клети или платформы в местах остановок.
Для предупреждения падения лиц, обслуживающих подъемник, на верхних и промежуточных разгрузочных площадках мачтовых и двустоечных подъемников следует устраивать откидные поручни или раздвижные двери, снабженные запорами, а платформы самих подъемников снабжать перилами высотой в 1 м. У дверей шахтных строительных подъемников устройство автоматических дверных затворов, согласно правилам, является необязательным, поэтому у дверей шахтных подъемников, а также на верхних разгрузочных площадках, где производится загрузка или выгрузка материалов, должны дежурить специально проинструктированные рабочие. Они обязаны открывать и закрывать двери или откидные поручни, давать сигналы о пуске подъемника и следить за тем, чтобы клеть или платформа подъемника не нагружались сверх его максимальной грузоподъемности. Во внерабочее время двери шахтоподъемника должны быть заперты.
Во избежание подтягивания клети или платформы до упора все строительные подъемники должны снабжаться устройством для автоматического выключения двигателя в крайнем верхнем положении клети или платформы.
Шахтоподъемники должны быть наглухо обшиты досками или ограждены металлической сеткой с отверстиями не более 20 мм. При наличии возможности обеспечить условия, исключающие падение грузов во время их погрузки, подъема и выгрузки, допускается частичная обшивка шахтоподъемников на высоту не менее 2 м от пола или от настила лесов и подмостей возле шахты в уровне каждого обслуживаемого шахтоподъемником яруса.
Для подъема грузов с помощью шахтоподъемника должны применяться клети со сплошными стенками со стороны направляющих и потолком, выдерживающим сосредоточенную нагрузку не менее 100 кг. Деревянные клети должны иметь стальную обвязку.
Клети для подъема вагонеток необходимо оборудовать упорами или замками, препятствующими сдвигу вагонетки во время подъема.
Платформы мачтовых и двустоечных подъемников требуется ограждать со всех сторон на высоту, исключающую возможность выпадения груза при подъеме. Со стороны приемной площадки ограждение устраивается откидным.
Управление движением клети или платформы должно производиться из одного места, связанного электросветовой или электрозвуковой сигнализацией со всеми ярусами, на которые поднимаются грузы.
На время очистки дна шахты или ремонта подъемника работу его необходимо прекратить, о чем должен быть своевременно предупрежден моторист лебедки. На все время очистки или ремонта выключенный рубильник должен находиться в запертом кожухе. При этом клеть должна находиться на брусьях, уложенных на ригели шахты или на подпорки высотой не менее 1,8 м, установленные на ее дно.
Подъемники с платформами поворотного или выдвижного типа должны снабжаться устройствами, исключающими возможность самопроизвольного поворота или выдвижения платформы во время ее подъема или опускания.
После каждого увеличения высоты мачтового подъемника путем наращивания мачты его необходимо подвергнуть повторному испытанию.