Охрана Труда

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Техника безопасности Погрузочно-разгрузочные работы Условия техники безопасности при производстве работ строительными стреловыми кранами и подъемниками

Условия техники безопасности при производстве работ строительными стреловыми кранами и подъемниками

Основные требо­вания, обеспечивающие безопасную работу кранов всех систем, изложены в правилах Госгортехнадзора.

Персонал, соприкасающийся с эксплуатацией кранов, должен детально ознакомиться с содержанием этих правил.

Рассмотрим основные требования техники безопасности при эксплуатации наиболее распространенных на строительных пло­щадках кранов и подъемников, вытекающие из правил Госгортех­надзора и правил техники безопасности для строительно-монтажных работ.

Башенные краны. Согласно требованиям техники безо­пасности верхний слой балласта под подкрановые пути башен­ного крана следует устраивать из материалов, обладающих пре­дельно малой осадкой (щебень, песок, галька и др.). Балласт необходимо предохранить от размыва дождевыми водами.

Уклон подкрановых путей должен быть не свыше 0,002. Пере­кос пути в поперечном направлении не допускается. Правильность устройства путей и исправность их состояния, в том числе ширину колеи, необходимо проверять ежедневно.

Безопасные расстояния подкрановых путей от бровок котло­ванов и траншей должны определяться расчетом на устойчивость откосов выемок или расчетом прочности их креплений. В конце, подкранового пути требуется устраивать упоры, а рельсы должны быть надежно заземлены. Гибкий кабель, с помощью которого подводится электроэнергия на кран, требуется заключить в рези* новый шланг, предохраняющий его от механических повреждений.

В целях предотвращения несчастных случаев при эксплуата­ции башенных кранов обязательно выполнение следующих основных требований техники безопасности:

1. Работа крана допускается лишь при ветре силой до 6 балов. При ветре силой более 6 баллов работа крана должна быть прекращена и кран необходимо закрепить противоугонными средствами, а стрелу его опустить в горизонтальное положение.

2. Не следует производить изменение вылети стрелы крапа с подвешенным грузом, так как это может привести к опрокиды­ванию крана или поломке стрелы.

3. Следует .категорически запрещать пользоваться краном для подъема и опускания людей на крюке, люльках, бадьях и прочих грузоподъемных приспособлениях.

4. При работе крана не разрешается кому бы то ни было на­ходиться под поднимаемым или перемещаемым грузом, а также в непосредственной близости от него, так как во время подъема или перемещения груз может упасть или качнуться и ударить стоящего вблизи человека.

5. Подъем груза необходимо производить отвесно, во избежа­ние возможного опрокидывания крана и раскачивания груза, что может повлечь за собой несчастные случаи. По этой же причине воспрещается подтаскивать груз крюком механизма подъема при . косом натяжении канатов и отрыв от земли заваленного другими предметами или примерзшего к земле груза. Подтаскивание гру­зов поворотом стрелы у стреловых передвижных кранов часто ве­дет к излому стрелы. Кроме того, подтаскивание поворотом стрелы вызывает сильное раскачивание груза, что представляет большую опасность для находящихся поблизости людей.

При ремонте крана, во избежание несчастных случаев, воспре­щается:

а)   подъем и спуск по вертикальной лестнице, имея в руках инструменты, приборы, детали и т. д.; эти предметы следует спу­скать и поднимать только в перекинутой через плечо сумке или обвязанными и закрепленными;

б)   передвижение на башне и стреле крана ремонтного персо­нала без предохранительного пояса с карабином;

в)   нахождение людей внизу, в зоне крана, во время произвол ства ремонтных работ на башне или на стреле крана.

После произведенного ремонта кран должен быть подвергнут тщательному осмотру; при этом необходимо проверить, не остались ли где-либо на кране инструменты или какие-либо предметы, которые при падении с крана могут вызвать несчастные случаи.

Следует категорически запрещать подъем груза сверх разре­шенной грузоподъемности. В связи с этим исключительно важное значение имеет постановка на край ограничителя грузоподъем­ности.

Стреловые краны и монтажные стрелы. Со­гласно правилам техники безопасности коэффициент запаса проч­ности вантовых канатов и растяжек стреловых кранов и монтаж­ных стрел должен быть не менее 3,5; ванты должны иметь стяж­ные муфты (талрепы) для регулировки их натяжения.

Площадка поворотного круга, где находится такелажник, долж­на быть ограждена перилами высотой не менее 1 м. При пере­носке или перестановке монтажных стрел и при каждом измене­нии их высоты они должны быть подвергнуты повторному тех­ническому освидетельствованию и испытанию под нагрузкой.

При работе стреловых передвижных кранов необходимо вы­полнять следующие основные требования безопасности:

1. При подъеме груза, близкого к величине предельно допусти­мой для данного вылета стрелы нагрузки, следует поднять груз на незначительную высоту (25—50 мм) и проверить при этом устойчивость крана, действие тормозов, а также положение и ра­боту вращающейся части. После такой проверки кран должен быть укреплен захватами за рельсы или установлен на домкраты, где они составляют часть конструкции крана; лишь после этого может быть произведен подъем груза. Подъем грузов, требующих по характеристике крана при данном вылете использования аутригеров (выдвижных балок), без применения последних не до­пускается.

Опоры под аутригеры должны устраиваться с двух сторон крана и укладываться в виде сплошных клеток на выровненном и утрамбованном грунте.

2. При работе на кривой кран необходимо укреплять захва­тами за рельсы, а при работе и остановке на путях с уклоном помимо укрепления захватами он должен быть заторможен неза­висимо от величины поднимаемого груза.

3. При передвижении вблизи электрических проводов кран должен маневрировать с опущенной стрелой; в случае невозмож­ности соблюдения этого требования или если при опущенной стреле возможность соприкосновения с проводами не устраняется, работа крана на таком участке не допускается.

4. При работе и при передвижении крана по железнодорож­ным путям обслуживающий персонал должен выполнять правила железнодорожной сигнализации.

Подъем груза одновременно двумя кранами допускается только под непосредственным руководством лица, ответственного за над­зор над кранами и подъемными механизмами; при этом грузовые канаты должны сохранять вертикальное расположение, а на­грузка, приходящаяся, на каждый кран, не должна превышать грузоподъемности его (рекомендуется применение траверзы с соответствующим соотношением плеч).

Все движения кранов и их отдельных механизмов, а также торможение во время работы должны производиться плавно, без рывков, с надлежащей осторожностью и осмотрительностью. В  исключительных случаях, когда движения, производимые краном грозят увечьем людям и поломкой крана и механизмов, до­пускаются быстрая остановка и быстрый пуск в обратном направ­лении.

Все передвижения крана, тележки или крюка должны производиться в таких пределах, которые не допускали бы использова­ния автоматических ограничителей хода или подъема.

При горизонтальном перемещении грузов, последние должны быть приподняты на высоту не менее 0,5 м выше встречающихся на пути предметов.

Кран ы - у косины и краны малой грузоподъем­ности. Стояки (мачты) кранов-укосин подвергаются расчету па устойчивость и прочность с коэффициентом запаса прочности не менее 4. Они должны быть раскреплены (в каждом ярусе креп­ления) тремя растяжками под углом в плане 120°.

Растяжки стояков необходимо снабжать натяжными устрой­ствами. Для того чтобы избежать повреждения креплений, ниж­ние концы растяжек должны быть ограждены.

Материалом для растяжек могут служить как стальной канат, так и стальная проволока (катанка) диаметром не менее 6 мм. В случае применения катанки каждая растяжка составляется не менее чем из двух нитей. Коэффициент запаса прочности растя­жек равен 3,5 для постоянно действующих и 3,0 для временных (до 1 года).

Верхние и нижние хомуты опор укосин прикрепляются к стояку способом, не допускающим проворачивания и скольжения хому­тов по стояку (болтовые соединения хомутов снабжаются контр­гайками).

Мачту крана-укосины необходимо снабжать надежно прикреп­ленными брусками в виде лестницы для осмотра и смазки голов­ки мачты и блочных частей с расстоянием между брусками не более 400 мм.

Установка мачты производится, как правило, в собранном виде. Наращивание мачты разрешается производить лишь в исключительных случаях (при отсутствии надлежащей пло­щадки), но с обязательным принятием всех мер предосторож­ности. При установке предварительно собранных на земле мачт, а также при их разборке находиться посторонним людям в ра­диусе, равном полуторной высоте мачты, запрещается.

Подъем груза на кране-укосине разрешается производить при расположении ее перпендикулярно к стене здания. Пели подъем груза производится возле фасада, на котором имеются проемы или выступающие части, то в этом случае требуется устраивать возле наружных лесов сплошную обшивку фасадной стены или лесов на всю высоту подъема и на ширину, соответствующую наибольшим размерам поднимаемого груза.

Будку моториста, обслуживающего лебедку крапа-укосины, требуется располагать не ближе 7 м от стояка, при высоте по­следнего до 20 м и не ближе 10 м от стояка при его высоте более .20 м. Расположение будки должно обеспечивать мотористу видимость мест погрузки материалов (внизу) и разгрузки платформы (вверху).

Лебедку подъемника следует снабжать концевым выключа­телем, автоматически останавливающим движение крюка или иного грузозахватного приспособления на расстоянии не менее 1 м от верхнего блока.

Подъемные платформы крана-укосины для подъема кирпича и других штучных грузов должны быть оборудованы с четырех сторон откидывающимися бортами. При этом высота загрузки платформ должна быть на 50 мм ниже бортов.

При подъеме на платформе кирпича и раствора в передвижной таре (тачках, вагонетках), последнюю необходимо закреплять та­ким образом, чтобы исключалась возможность сдвига или выпа­дения материалов во время подъема в случае толчка или наклона платформы (например, укрепление при помощи поперечного бруска).

Для работ с краном-укосиной устанавливается охранная зона радиусом не менее 7 м от центра мачты, ^ пределах которой в мо­мент спуска и подъема груза следует запрещать всякий проход, проезд и нахождение людей, не исключая и рабочих, производя­щих нагрузку материалов и оттягивание груза канатами. Из- числа обслуживающих кран-укосину необходимо выделить лицо, ответственное за недопущение прохода и нахождения людей в охранной зоне во время подъема груза.

Краны малой грузоподъемности («ДИП», «Пионер» и т. п.) широко применяются на строительствах промышленных и жилых зданий и обычно устанавливаются на перекрытиях. В этом слу­чае в первую очередь следует проверить прочность настила пере­крытия, на котором предполагается установить кран. Чтобы исключить возможность опрокидывания крана, его необходимо надежно укрепить, приемные площадки снабдить прочными пе­рилами. При работе кранов возможно зацепление груза за высту­пающие части здания, что может послужить причиной падения груза. Чтобы предупредить подобное зацепление, в зоне подъема, так же как и для кранов-укосин, применяется вертикальная об­шивка фасадной стенки, выполненная в виде щита. Щит не дол­жен иметь каких-либо проемов или отверстий.

Строительные подъемники применяются для вертикальной по­дачи строительных материалов при постройке зданий и сооруже­ний. Некоторые строительные подъемники используются для подъема людей (штукатуров, маляров и др.) для производства работ по отделке фасадов зданий.

На строительных площадках чаще всего применяются три типа подъемника, а именно: шахтные, мачтовые и двустоечные (передвижные) подъемники.

Шахтные строительные подъемники обычно представляют со­бой деревянную клеть в стальной раме, не снабженную дверьми. Передвижение клети по направляющим производится в частично или полностью огражденной шахте.

Мачтовый подъемник обычно укрепляется при помощи крон­штейнов к строящейся стене здания. Он снабжается подъемной платформой, которая может поворачиваться вокруг вертикальной оси на 180°.

Двустоечный подъемник состоит из передвижной металли­ческой мачты, собранной из отдельных секций. С помощью руч­ной лебедки, установленной на нижней опорной раме подъемника, подъемник можно перемещать вдоль строящегося здания. По на­правляющим мачты передвигается подъемная грузовая неповорот­ная платформа, снабженная ловителями. В том случае, когда высота мачты превышает 10 м, подъемник укрепляется расчалками.

В том случае, когда вход В клеть или на платформу при за­грузке и выгрузке их является возможным, то, согласно прави­лам Госгортехнадзора, требуется обязательное устройство ловите­лей, т. е. особых приспособлений для удержания клети или платформы в местах остановок.

Для предупреждения падения лиц, обслуживающих подъем­ник, на верхних и промежуточных разгрузочных площадках мачтовых и двустоечных подъемников следует устраивать откид­ные поручни или раздвижные двери, снабженные запорами, а платформы самих подъемников снабжать перилами высотой в 1 м. У дверей шахтных строительных подъемников устройство автоматических дверных затворов, согласно правилам, является необязательным, поэтому у дверей шахтных подъемников, а также на верхних разгрузочных площадках, где производится загрузка или выгрузка материалов, должны дежурить специально проин­структированные рабочие. Они обязаны открывать и закрывать двери или откидные поручни, давать сигналы о пуске подъемника и следить за тем, чтобы клеть или платформа подъемника не на­гружались сверх его максимальной грузоподъемности. Во внерабочее время двери шахтоподъемника должны быть заперты.

Во избежание подтягивания клети или платформы до упора все строительные подъемники должны снабжаться устройством для автоматического выключения двигателя в крайнем верхнем положении клети или платформы.

Шахтоподъемники должны быть наглухо обшиты досками или ограждены металлической сеткой с отверстиями не более 20 мм. При наличии возможности обеспечить условия, исключающие па­дение грузов во время их погрузки, подъема и выгрузки, допус­кается частичная обшивка шахтоподъемников на высоту не менее 2 м от пола или от настила лесов и подмостей возле шахты в уровне каждого обслуживаемого шахтоподъемником яруса.

Для подъема грузов с помощью шахтоподъемника должны при­меняться клети со сплошными стенками со стороны направляющих и потолком, выдерживающим сосредоточенную нагрузку не менее 100 кг. Деревянные клети должны иметь стальную обвязку.

Клети для подъема вагонеток необходимо оборудовать упо­рами или замками, препятствующими сдвигу вагонетки во время подъема.

Платформы мачтовых и двустоечных подъемников требуется ограждать со всех сторон на высоту, исключающую возможность выпадения груза при подъеме. Со стороны приемной площадки ограждение устраивается откидным.

Управление движением клети или платформы должно произ­водиться из одного места, связанного электросветовой или элек­трозвуковой сигнализацией со всеми ярусами, на которые подни­маются грузы.

На время очистки дна шахты или ремонта подъемника работу его необходимо прекратить, о чем должен быть своевременно предупрежден моторист лебедки. На все время очистки или ре­монта выключенный рубильник должен находиться в запертом кожухе. При этом клеть должна находиться на брусьях, уложен­ных на ригели шахты или на подпорки высотой не менее 1,8 м, установленные на ее дно.

Подъемники с платформами поворотного или выдвижного типа должны снабжаться устройствами, исключающими возмож­ность самопроизвольного поворота или выдвижения платформы во время ее подъема или опускания.

После каждого увеличения высоты мачтового подъемника пу­тем наращивания мачты его необходимо подвергнуть повторному испытанию.


 

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или авторизируйтесь пожалуйста на сайте.