Охрана Труда

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Требования техники безопасности к грузозахватным устройствам

В кранах, не специализированных на определенных видах груза, груз подвешивается на крюки с помощью стропов.

Крюки применяются двух видов — однорогие и двурогие. В тех случаях, когда при опускании груза возможно выпадение из зева крюка чалочных цепей или канатов, крюк должен быть снабжен соответствующим предохранительным замыкающим приспособлением. Показаны предохранительные устройства, препятствую­щие выпадению чалочного каната из зева крюка.

Если крюк по усло­виям работы может на своем пути зацепиться за какие-либо выступающие части (борты, переклади­ны, балки и т. п.), то он должен быть снабжен предохранительным вы­ступом, закрывающим зев крюка и устраняющим возможность зацепления за выступающие части. Особое внимание при производстве гру­зовых работ должно обращаться на выбор застропливающих и захватных приспособлений.

Стропы разделяются на цепные, пеньковые и тросовые.

Цепные стропы изготовляются из некалиброванных цепей. Для подвешивания их к крюкам цепи снабжаются коль­цами, крюками или захватами в виде когтей. Для того чтобы строп надежно работал, необходимо между цепью и кромками грузов давать прокладки из мягкого металла. Аналогичные про­кладки применяются и при употреблении канатных стропов.

Пеньковые стропы имеют значительно меньшую прочность, чем проволочные канаты и цепи, но зато обладают боль шей гибкостью и легко поддаются связыванию в узлы. Они очень легко перетираются на острых кромках перемещаемого груза, поэтому необходимо закрывать кромки мягкими прокладками или особыми защитными угольниками.

Стропы из стальных канатов употребляются зна­чительно чаще, чем стропы из сварных цепей, так как по сравне­нию с цепями они имеют меньший вес. Наличие большой жест- кости этих стропов и стремление к легкому перекручиванию тре­буют особых мер предосторожности при подвешивании груза. Необходимо следить за тем, чтобы подвешенный груз был хорошо закреплен и не мог менять своего положения во время переме­щения. При перемещении грузов с острыми кромками стропы сильно перегибаются на углах, поэтому постановка специальных прокла­док под кромки грузов строго обязательна; в противном случае возможен обрыв стропа и падение груза.

Чалочные канаты, цепи и все другие съемные вспомогатель­ные приспособления до пуска их в работу должны быть испы­таны пробной нагрузкой, вдвое превышающей допустимую рабо­чую нагрузку. Повторные испытания должны производиться не реже чем через б месяцев.

Испытание тары, предназначенной для транспортировки гру­зоподъемными устройствами, не обязательно. Техническое осви­детельствование этой тары производится администрацией пред­приятия путем тщательного осмотра в зависимости от условий эксплуатации, но не реже чем че­рез каждые 6 месяцев.

При испытании чалочный ка­нат или цепь должны выдержи­вать в течение 10 минут пробную нагрузку на разрыв и не должны иметь заметного местного удли­нения у каната, как и вытяжки отдельных звеньев у цепей. После испытания канат должен быть снабжен биркой с указанием его грузоподъемности и срока следу­ющего испытания. О результатах испытания и освидетельствования стропов делается запись в книгу вспомогательных подъемных приспособлений, с непременным ука­занием, на какой срок и при какой предельной рабочей нагрузке каждому отдельному канату или цепи разрешается работать.