В кранах, не специализированных на определенных видах груза, груз подвешивается на крюки с помощью стропов.
Крюки применяются двух видов — однорогие и двурогие. В тех случаях, когда при опускании груза возможно выпадение из зева крюка чалочных цепей или канатов, крюк должен быть снабжен соответствующим предохранительным замыкающим приспособлением. Показаны предохранительные устройства, препятствующие выпадению чалочного каната из зева крюка.
Если крюк по условиям работы может на своем пути зацепиться за какие-либо выступающие части (борты, перекладины, балки и т. п.), то он должен быть снабжен предохранительным выступом, закрывающим зев крюка и устраняющим возможность зацепления за выступающие части. Особое внимание при производстве грузовых работ должно обращаться на выбор застропливающих и захватных приспособлений.
Стропы разделяются на цепные, пеньковые и тросовые.
Цепные стропы изготовляются из некалиброванных цепей. Для подвешивания их к крюкам цепи снабжаются кольцами, крюками или захватами в виде когтей. Для того чтобы строп надежно работал, необходимо между цепью и кромками грузов давать прокладки из мягкого металла. Аналогичные прокладки применяются и при употреблении канатных стропов.
Пеньковые стропы имеют значительно меньшую прочность, чем проволочные канаты и цепи, но зато обладают боль шей гибкостью и легко поддаются связыванию в узлы. Они очень легко перетираются на острых кромках перемещаемого груза, поэтому необходимо закрывать кромки мягкими прокладками или особыми защитными угольниками.
Стропы из стальных канатов употребляются значительно чаще, чем стропы из сварных цепей, так как по сравнению с цепями они имеют меньший вес. Наличие большой жест- кости этих стропов и стремление к легкому перекручиванию требуют особых мер предосторожности при подвешивании груза. Необходимо следить за тем, чтобы подвешенный груз был хорошо закреплен и не мог менять своего положения во время перемещения. При перемещении грузов с острыми кромками стропы сильно перегибаются на углах, поэтому постановка специальных прокладок под кромки грузов строго обязательна; в противном случае возможен обрыв стропа и падение груза.
Чалочные канаты, цепи и все другие съемные вспомогательные приспособления до пуска их в работу должны быть испытаны пробной нагрузкой, вдвое превышающей допустимую рабочую нагрузку. Повторные испытания должны производиться не реже чем через б месяцев.
Испытание тары, предназначенной для транспортировки грузоподъемными устройствами, не обязательно. Техническое освидетельствование этой тары производится администрацией предприятия путем тщательного осмотра в зависимости от условий эксплуатации, но не реже чем через каждые 6 месяцев.
При испытании чалочный канат или цепь должны выдерживать в течение 10 минут пробную нагрузку на разрыв и не должны иметь заметного местного удлинения у каната, как и вытяжки отдельных звеньев у цепей. После испытания канат должен быть снабжен биркой с указанием его грузоподъемности и срока следующего испытания. О результатах испытания и освидетельствования стропов делается запись в книгу вспомогательных подъемных приспособлений, с непременным указанием, на какой срок и при какой предельной рабочей нагрузке каждому отдельному канату или цепи разрешается работать.