. При работе кранов необходимо регулярно проверять исправность всего крана и в первую очередь ограждений, предохранительных и блокировочных устройств, лестниц и посадочных площадок, тормозов, грузовых канатов и грузозахватных устройств.
Ограждения. Детали кранов, представляющие опасность, — зубчатые передачи, валы с выступающими болтами и шпонками, соединительные муфты и другие подобные устройства, должны быть ограждены металлическими кожухами, допускающими удобное наблюдение и смазку механизмов.
Посадочные площадки и галереи должны иметь наклонные или вертикальные лестницы. Наклонные лестницы с углом наклона к горизонту до 75° снабжаются перилами. На вертикальных лестницах, начиная с высоты 3 м, выполняются ограждения в виде дуг. Дуги размещаются на расстоянии не более 800 мм друг от друга и связываются между собой тремя продольными полосами. Расстояние от лестницы до дуги обода, при радиусе дуги 400 мм, должно быть не менее 700 мм и не более 800 мм. Ширина лестницы должна быть не менее 600 мм, с расстоянием между ступенями не более 300 мм.
Концевые выключатели. Механизмы подъема всех электрических кранов, согласно правилам Госгортехнадзора, должны быть оборудованы концевыми выключателями для автоматического отключения электродвигателя при подходе крюка, грейфера или другого захватного устройства к их высшему положению. На механизмах передвижения тележки и крана установка концевых выключателей является обязательной при скоростях свыше 30 м в минуту.
Концевые выключатели на механизмах подъема требуется устанавливать таким образом, чтобы блочная обойма, на которой подвешен крюк, останавливалась на расстоянии не менее 200 мм от упора.
По способу включения концевые выключатели применяются:
а) главного тока, размыкающие при своем срабатывании главную цепь двигателя;
б) вспомогательного тока, размыкающие цепь вспомогательного тока, проходящего через катушки контакторов, вследствие чего контакторы выключаются и разрывают тем самым главную цепь двигателя.
По конструкции концевые выключатели разделяются на рычажные и шпиндельные. Шпиндельные выключатели обычно ставятся в цепь вспомогательного тока, тогда как рычажные выключатели ставятся как в цепь главного, так и в цепь вспомогательного тока.
На рис. 96 показан принцип действия шпиндельного выключателя. В корпусе и подшипниках проходит винт 1, на резьбе которого навинчена гайка 2, удерживаемая от вращения направляющими,
идущими в ее пазах,— 3—3. При вращении винта гайка передвигается вдоль него вправо или влево и в крайних положениях будет упираться в рычаги 4—5, вследствие чего происходит размыкание контактов электрической цепи. Возврат рычагов в рабочее положение производится пружинами 6—6. Шпиндельный винт приводится в движение от вала подъемного механизма с помощью зубчатой или цепной передачи.
На рис. 97 показано два положения рычажного концевого выключателя: справа — электрическая цепь разомкнута и слева — электрическая цепь замкнута. Действие выключателя происходит следующим образом: в металлическом корпусе 1 на изолированном валу 9 насажены чугунные держатели 8 с укрепленными медными сегментами 7. При повороте вала сегменты приходят в соприкосновение с сухарями пальцев 6, укрепленных на стойке 5. Снаружи корпуса выключателя имеется рычаг с роликом, закрепленный на конце вала; пружина устанавливает рычаг в вертикальное положение. Размыкание электрической цепи происходит при воздействии упорной линейки 4 и повороте рычага с роликом 3 влево. При отходе линейки вправо пружина 2 ставит рычаг с роликом в начальное положение и тем самым поворачивает вал с сегментами, т. е. замыкает цепь.
На рис. 98 показана конструкция рычажного выключателя башенного крана КУ-132 и его контактная схема. Механизм концевого
выключателя, помещенный в чугунный корпус 1, состоит из вала 2, на который насажено два кулачка. Эти кулачки можно устанавливать в различные положения в зависимости от требуемой схемы замыкания контактов выключателя. Снаружи корпуса имеется рычаг. При повороте вала кулачки нажимают на пластмассовые или текстолитовые ролики 3 контактных рычагов. К рычагам присоединена контактная пластина (или мостик) 4, которая при повороте контактного рычага замыкает или размыкает неподвижные контакты 5, укрепленные на изоляционной подставке 6. Выключатели имеют одну или две пары контактов. Рычаги 7 связаны с пружинами 8 и 9, удерживающими контакты выключателя в свободном состоянии разомкнутыми пли замкнутыми, в зависимости от схемы управления.
Концевые выключатели, независимо от конструктивного оформления и способа включения в электрическую цепи, должны отвечать следующим основным требованиям:
а) работа их должна производиться только по принципу размыкания;
б) обойма крюка или другое грузозахватное приспособление должно быть остановлено на расстоянии не менее 200 мм от упора;
в) у кранов, находящихся на одном рельсовом пути, ток должен 1 быть выключен при расстоянии между буферами не менее 0,5 м;
г) они должны быть такой конструкции, чтобы после автоматического выключения тока была обеспечена возможность пуска электродвигателя в обратную сторону (реверсирования);
д) выключатели механизма передвижения должны быть установлены таким образом, чтобы отключение двигателя происходило на расстоянии до упора, равном не менее половины пути торможения механизма.
Выключатели требуется периодически осматривать. При осмотрах необходимо: проверять прочность крепления; удалять пыль и грязь; проверять затяжку винтов крепления кулачковых шайб и винтов, под которые зажаты провода. Следует также, в подключенном состоянии выключателя, периодически измерять величину хода контактного мостика, которая должна находиться в пределах 2—4 мм. Величина нажатия на контакты измеряется динамометром. Нажатие должно лежать в пределах 0,3—0,6 кг и проверяется при замкнутых контактах, когда между ними проложен лист бумаги. Нажатие в 0,6 кг должно быть при новых контактах, а нижний предел — 0,3 кг — при изношенных.
При проверке концевых выключателей необходимо также об ращать внимание на исправность выключающих упоров, линеек, рычагов. Изношенные детали (контактные мостики, неподвижные контакты, пружины) при ремонтах выключателей необходимо заменять.
Ограничители грузоподъемности устанавливаются для предотвращения опрокидывания стреловых передвижных кранов при перегрузке их, путем отключения механизма подъема или двигателя.
Ограничитель грузоподъемности обязателен к установке на стреловых передвижных кранах на железнодорожном, гусеничном и автомобильном ходу, а также на кранах-экскаваторах, имеющих одну или несколько грузовых характеристик.
Ограничитель должен автоматически выключать механизм подъема или двигатель крана в случае подъема груза, вес которого превышает величину рабочей нагрузки для данного вылета более чем на 10%. Механизм ограничителя должен быть снабжен кожухом и опломбирован.
Ограничители грузоподъемности устанавливаются на стреле крана или установки их совмещаются с другим механизмом, например ограничивающим высоту подъема крюка.
Рис. 99. Совмещение ограничителя грузоподъемности с выключателем высоты подъема крюка
На рис. 99 показано совместное расположение рычагов обоих устройств на общих осях А и В и соединение их с концевым выключателем. Пружина 1 удерживает рычаг концевого выключателя 2 в положении, при котором контакты его замкнуты. При превышении веса груза на крюке более чем на 10% сверх допустимого для данного вылета стрелы рычаг 3 поворачивается относительно оси А в направлении, указанном стрелой, приводя в движение рычаг 4, поворачивающийся относительно оси В. При этом прикрепленный к фигурному рычагу 4 трос 5 оттягивается в направлении, указанном на рисунке стрелкой. Преодолевая натяжение пружины, трос поворачивает рычаг концевого выключателя, контакты его размыкаются, вследствие чего отключается на защитной панели главный контактор и электродвигатель подъема останавливается.
Так же действует ограничитель высоты подъема крюка. Если крюковая обойма упрется в рог 6 и повернет его относительно оси А, то повернется и рычаг 7 на оси, натянется второй трос 8 и произойдет размыкание контактов концевого выключателя.
Недостатком данной конструкции является необходимость производить перенастройку ограничителя грузоподъемности при изменении вылета стрелы.