В ручных лебедках и реечных домкратах с передачей цилиндрическими зубчатыми колесами обязательно устройство безопасной рукоятки, так как обычные рукоятки, вращаясь во время опускания груза, опасны для обслуживающего персонала.
Принцип действия рукоятки следующий. От веса груза усилие, действующее на ведущую шестерню, укрепленную на валу рукоятки, вызывает в винтовой резьбе осевое усилие, заставляющее рукоятку, храповое колесо и вал вращаться вместе, так как рукоятка навинчивается на винтовую втулку вала и затягивает пластинчатый тормоз. Во время подъема груза сблокированные трением части вращаются по часовой стрелке, причем зубья храпового колеса скользят под собачкой. Если усилие на рукоятку прекращается, храповое колесо под действием груза делает небольшое движение в противоположном направлении и останавливается как только его ближайший зуб упрется в собачку. Дальнейшее опускание груза прекращается,
Чтобы опустить груз, рукоятку вращают против часовой стрелки, т. е. в сторону опускания; в это время она передвигается вправо, свинчиваясь с вала на определенный регулируемы!! зазор, уничтожая замыкание от трения. Груз опускается. Как только угловая скорость вала начинает превышать угловую скорость рукоятки, последняя опять навинчивается и прижимается к неподвижному храповому колесу, и вращение вала притормаживается.
Торможение при опускании груза обеспечивается тем, что при опережении рукояткой вала винта автоматически получается движение винтовой гайки (втулки рукоятки) относительно винта, затормаживающее вал. Момент трения в резьбе вследствие этого должен быть значительно меньше, чем момент от собственного веса рукоятки. Поэтому сама рукоятка в такой конструкции всегда должна быть неуравновешенной. Спуск груза замедленный.
Для быстрого спуска груза применяются рукоятки другого типа. Здесь тормоз, замкнутый посредством пружин, размыкается нажатием на рукоятку в сторону спуска, и груз опускается под действием собственного веса. Скорость спуска при этом регулируется силой нажатия на рукоятку, что при неопытности рабочего может повести к авариям; для предотвращения этого рукоятки такого типа в ряде случаев снабжаются дополнительным центробежным спускным тормозом.
Требования к тормозам. На механизмах передвижения и механизмах вращения всех кранов с механическим или электрическим приводом должны быть установлены тормозы (ножные, ручные или автоматически действующие замкнутого или открытого типа).
На электрических кранах при скорости их передвижения, превышающей 30 м/мин, тормозы должны автоматически действовать при выключении 5тока. Эти требования распространяются и на тельферы, снабженные кабиной или сидением для вожатого, а также тельферы, используемые в качестве грузовых тележек электрических кранов, если скорость передвижения тельферов превышает 30 м/мин.
Механизмы подъема должны быть снабжены автоматическими тормозами замкнутого типа, за исключением механизмов с фрикционными или кулачковыми муфтами включения, а также с фрикционными передачами, у которых разрешается применение управляемых (ручных, ножных) тормозов как замкнутого, так и открытого типа (в последнем случае с надежно действующим стопорным механизмом при условии расположения тормоза на барабане или на другом валу, кинематически жестко связанном с барабаном).
Условия надежной работы тормоза. Общий износ рычажной системы тормоза не должен превышать допустимых пределов, которые характеризуются холостым ходом замыкающего рычага (холостым считается ход замыкающего рычага от момента его подъема до начала отхода колодок или ленты от зажатого ими тормозного шкива). Холостой ход не должен превышать 15—20% общего хода рычага.
Зазор между колодками или лентой и поверхностью тормозного шкива в разомкнутом состоянии должен быть не менее 0,25 мм и не более 1,25 мм для ленточного тормоза и 1,0 мм для колодочного тормоза. Все тормозы должны иметь приспособления, обеспечивающие равномерный отход колодок или ленты от поверхности тормозного шкива.
Для якоря (штока) тормозного электромагнита должен быть всегда предусмотрен запас хода порядка 15—20%, а для короткоходовых магнитов — 40%.
Коэффициент торможения, т. е. отношение момента, создаваемого тормозом, к крутящему моменту, создаваемому грузом на тормозном шкиве, должен быть не менее 1,5 при легком, 1,75 при среднем и 2,0 при тяжелом и весьма тяжелом режимах эксплуатации.
Требования к рукояткам, педалям и рычагам управления.
При использовании механизмов, приводимых в движение мускульной силой человека, должно учитываться следующее.
1) На рычагах и на педалях управления краном максимальное усилие, развиваемое одним человеком, не должно превосходить, в зависимости от продолжительности, величии, приведенных в табл. 36 (в кг).
2) Средняя скорость движения руки рабочего на ручном приводе не должна превышать; на рукоятке 1 м/сек, на тяговой цепи 0,6 м/сек.
3) Работоспособность одного рабочего при расчете должна приниматься: при длительной работе 10 кгм/сек, при кратковременной работе продолжительностью до 5 мин. — 15 кгм/сек.
При совместной работе на ручных приводах нескольких человек учитывается коэффициент одновременности использования их усилий ?: а) для двух человек ? = 0,8; б) для четырех человек ? = 0,7.
Ход рычагов управления не должен превышать: а) рукояток 400 мм; б) ножных педалей 250 мм. Угол поворота рычагов не должен превышать 60°. Общий «мертвый» ход рукоятки или педали не должен быть более 10% рабочего хода.
Шарнирные валики и отверстия для них в рычагах управления обрабатываются по 3-му классу точности (ходовая посадка). Для уменьшения износа шарниров рекомендуется применять малые удельные давления и подвергать рабочие их части термообработке.
Ось вращения рукоятки располагается на высоте 0,9—1,1 м от площадки для рабочих, а плечо (радиус) рукоятки не должно превышать 30—40 см.
Основные меры безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ с помощью автопогрузчиков. В настоящее время на погрузочно-разгрузочных работах особенно широко применяются универсальные автопогрузчики. Эти погрузчики могут быть использованы на различных грузовых операциях.
На рис. 95 показано применение различных видов навесного оборудования для погрузочно-разгрузочных работ на автопогрузчике типа «4001».
При эксплуатации автопогрузчиков, так же, как п при использовании других подъемно-транспортных машин, требуется строгое соблюдение требований техники безопасности.
Одним из основных требований является систематический контроль за исправным действием тормозной системы подъема, опускания и наклона груза, а также механизмов рулевого управления.
На автопогрузчиках должна быть прикреплена табличка, указывающая допускаемую грузоподъемность машины- в зависимости от расстояния между опорной (вертикальной) частью грузозахватной вилки и центром тяжести груза. В том случае, когда предусмотрена работа машины со сменным оборудованием, в табличке должны быть также данные о грузоподъемности машины при работе со всеми видами сменного оборудования.
Пуск автопогрузчиков в эксплуатацию обусловлен наличием следующей- технической документации: а) технический паспорт; б) акт об испытании машины на заводе-изготовителе; в) инструкция водителю по эксплуатации и уходу за машиной, с указанием в ней правил техники безопасности при работе машины.
Управление автопогрузчиками, так же, как и другими подъемно-транспортными устройствами, можно поручать лицам не моложе 18 лет, прошедшим медицинское освидетельствование и признанным годными к управлению машинами, имеющими удостоверение о прохождении обучения по технике безопасности и эксплуатации машин. Водители автопогрузчиков с двигателями внутреннего сгорания, кроме- того, должны иметь права шофера.
При захвате груза должны выполняться следующие правила.
1) При использовании вилочных захватов груз должен упираться в вертикальную раму подъемника и равномерно располагаться относительно правой и левой вилок.
2) Для устойчивого положения груза подъемный механизм должен быть отклонен назад.
Рис. 95. Автопогрузчик комплектом сменных приспособлений.
1- вилочный захват; 2—ковш; 3- крановая стрела; 4 — безбалочная стрела; 5—захват для лесоматериалов; 6— штырь
3) Грузы должны укладываться на вилочные захваты так, чтобы верхнее место груза не выступало над вертикальной (опорной) частью вил или ограждающей решетки более чем на 1/3 ее высоты. Крупногабаритные грузы разрешается укладывать выше защитного устройства, предохраняющего груз от падения через раму, но в таком случае допускается перевозить за один раз не более одного места, а при движении машины в проездах и при укладке груза должен быть выделен специальный человек для руководства движением машины путем подачи команды водителю.
1) Допустимые нагрузки на вилках устанавливаются в зависимости от положения центра тяжести грузов.
2) Запрещается отрыв примерзшего или зажатого груза, а также подъем груза при отсутствии под ним просвета, необходимого для свободного прохода вилки.
При транспортировке и опускании груза требуется соблюдение следующих требований техники безопасности.
1) При транспортировке грузов рама должна быть отклонена до отказа. Захватное устройство должно обеспечивать высоту проноса груза от земли не менее величины клиренса машины и не более 500 мм для машин на пневматических шинах и 250 мм для машин на грузолентах.
2) Во время движения с грузом непросматриваемый водителем отрезок впереди лежащего пути должен быть не более 8 м при работе на открытых площадках и не более 5 м при работе на складах.
3) Скорости движения не должны превышать по главным проездам складов 6 км/час и по боковым проездам 3 км/час. Скорости на открытых площадках должны устанавливаться администрацией предприятия, в зависимости от конструкции машины и качества покрытия дорог.
4) Перемещение мелких грузов должно производиться, как правило, с помощью грузовых (универсальных) площадок или в контейнерах. Без грузовых площадок следует транспортировать только такие грузы, которые устойчиво укладываются на вилы (бочки, ящики).
5)Транспортировка длинномеров может производиться только на открытых территориях с ровным покрытием, причем способ захвата груза должен исключать возможность его развала или падения на сторону (пакетирование, увязка).
6) Спаренная работа погрузчиков допускается только при штабелировании длинномерных грузов, причем такая работа должна осуществляться под наблюдением специально выделенного для этого ответственного лица, которое подает команды для согласованной и безопасной работы машин. При штабелировании, так же как и при погрузке, груз должен укладываться на прокладки, обеспечивающие свободный выход вилки из-под груза.
7)Для обеспечения устойчивости автопогрузчика во время движения необходимо объезжать значительные выбоины и углубления.
8) Если автопогрузчик используется для погрузки или разгрузки пылящих грузов, водитель должен быть снабжен защитными очками.
Максимальный уклон, по которому разрешается транспортировка грузов автопогрузчиком, должен иметь угол подъема, не превышающий угла наклона рамы назад минус 3°.