Охрана Труда

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Требования техники безопасности к тормозным устройствам, рукояткам и рычагам управления

В ручных лебедках и реечных домкратах с передачей цилиндрическими зубчатыми колесами обязательно устройство безопасной рукоятки, так как обычные рукоятки, вращаясь во время опускания груза, опасны для обслуживающего персонала.

Принцип действия рукоятки следующий. От веса груза усилие, действующее на ведущую шестерню, укрепленную на валу ру­коятки, вызывает в винтовой резьбе осевое усилие, заставляю­щее рукоятку, храповое колесо и вал вращаться вместе, так как рукоятка навинчивается на винтовую втулку вала и затягивает пла­стинчатый тормоз. Во время подъема груза сблокированные трением части вращаются по часовой стрелке, причем зубья хра­пового колеса скользят под собачкой. Если усилие на рукоятку прекращается, храповое колесо под действием груза делает не­большое движение в противоположном направлении и оста­навливается как только его ближайший зуб упрется в собачку. Дальнейшее опускание груза прекращается,

Чтобы опустить груз, рукоятку вращают против часовой стрелки, т. е. в сторону опускания; в это время она передви­гается вправо, свинчиваясь с вала на определенный регулируе­мы!! зазор, уничтожая замыкание от трения. Груз опускается. Как только угловая скорость вала начинает превышать угловую скорость рукоятки, последняя опять навинчивается и прижи­мается к неподвижному храповому колесу, и вращение вала при­тормаживается.

Торможение при опускании груза обеспечивается тем, что при опережении рукояткой вала винта автоматически получается дви­жение винтовой гайки (втулки рукоятки) относительно винта, за­тормаживающее вал. Момент трения в резьбе вследствие этого должен быть значительно меньше, чем момент от собственного веса рукоятки. Поэтому сама рукоятка в такой конструкции всегда должна быть неуравновешенной. Спуск груза замедлен­ный.

Для быстрого спуска груза применяются рукоятки другого типа. Здесь тормоз, замкнутый посредством пружин, размы­кается нажатием на рукоятку в сторону спуска, и груз опускается под действием собственного веса. Скорость спуска при этом ре­гулируется силой нажатия на рукоятку, что при неопытности рабочего может повести к авариям; для предотвращения этого рукоятки такого типа в ряде случаев снабжаются дополнитель­ным центробежным спускным тормозом.

Требования к тормозам. На механизмах передви­жения и механизмах вращения всех кранов с механическим или электрическим приводом должны быть установлены тормозы (ножные, ручные или автоматически действующие замкнутого или открытого типа).

На электрических кранах при скорости их передвижения, пре­вышающей 30 м/мин, тормозы должны автоматически действо­вать при выключении 5тока. Эти требования распространяются и на тельферы, снабженные кабиной или сидением для вожатого, а также тельферы, используемые в качестве грузовых тележек электрических кранов, если скорость передвижения тельферов превышает 30 м/мин.

Механизмы подъема должны быть снабжены автоматическими тормозами замкнутого типа, за исключением механизмов с фрик­ционными или кулачковыми муфтами включения, а также с фрикционными передачами, у которых разрешается применение управляемых (ручных, ножных) тормозов как замкнутого, так и откры­того типа (в последнем случае с надежно действующим стопор­ным механизмом при условии расположения тормоза на бара­бане или на другом валу, кинематически жестко связанном с ба­рабаном).

Условия надежной работы тормоза. Общий износ рычажной системы тормоза не должен превышать допу­стимых пределов, которые характеризуются холостым ходом за­мыкающего рычага (холостым считается ход замыкающего ры­чага от момента его подъема до начала отхода колодок или ленты от зажатого ими тормозного шкива). Холостой ход не должен превышать 15—20% общего хода рычага.

Зазор между колодками или лентой и поверхностью тормоз­ного шкива в разомкнутом состоянии должен быть не менее 0,25 мм и не более 1,25 мм для ленточного тормоза и 1,0 мм для колодочного тормоза. Все тормозы должны иметь приспособле­ния, обеспечивающие равномерный отход колодок или ленты от поверхности тормозного шкива.

Для якоря (штока) тормозного электромагнита должен быть всегда предусмотрен запас хода порядка 15—20%, а для короткоходовых магнитов — 40%.

Коэффициент торможения, т. е. отношение момента, созда­ваемого тормозом, к крутящему моменту, создаваемому грузом на тормозном шкиве, должен быть не менее 1,5 при легком, 1,75 при среднем и 2,0 при тяжелом и весьма тяжелом режимах эксплуатации.

Требования к рукояткам, педалям и рычагам управления.

При использовании механизмов, приводимых в движение мускульной силой человека, должно учитываться следующее.

1)  На рычагах и на педалях управления краном максималь­ное усилие, развиваемое одним человеком, не должно превосхо­дить, в зависимости от продолжительности, величии, приведен­ных в табл. 36 (в кг).

2)  Средняя скорость движения руки рабочего на ручном при­воде не должна превышать; на рукоятке 1 м/сек, на тяговой цепи 0,6 м/сек.

3)  Работоспособность одного рабочего при расчете должна приниматься: при длительной работе 10 кгм/сек, при кратковре­менной работе продолжительностью до 5 мин. — 15 кгм/сек.

При совместной работе на ручных приводах нескольких чело­век учитывается коэффициент одновременности использования их усилий ?: а) для двух человек ? = 0,8; б) для четырех чело­век ? = 0,7.

Ход рычагов управления не должен превышать: а) рукоя­ток 400 мм; б) ножных педалей 250 мм. Угол поворота рычагов не должен превышать 60°. Общий «мертвый» ход рукоятки или педали не должен быть более 10% рабочего хода.

Шарнирные валики и отверстия для них в рычагах управле­ния обрабатываются по 3-му классу точности (ходовая посадка). Для уменьшения износа шарниров рекомендуется применять ма­лые удельные давления и подвергать рабочие их части термооб­работке.

Ось вращения рукоятки располагается на высоте 0,9—1,1 м от площадки для рабочих, а плечо (радиус) рукоятки не должно превышать 30—40 см.

Основные меры безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ с помощью автопогрузчиков. В настоящее время на погрузочно-разгрузочных работах особенно широко применяются универсальные автопогрузчики. Эти погрузчики мо­гут быть использованы на различных грузовых операциях.

На рис. 95 показано применение различных видов навесного оборудования для погрузочно-разгрузочных работ на автопогрузчике типа «4001».

При эксплуатации автопогрузчиков, так же, как п при ис­пользовании других подъемно-транспортных машин, требуется строгое соблюдение требований техники безопасности.

Одним из основных требований является систематический контроль за исправным действием тормозной системы подъема, опускания и наклона груза, а также механизмов рулевого управ­ления.

На автопогрузчиках должна быть прикреплена табличка, ука­зывающая допускаемую грузоподъемность машины- в зависимо­сти от расстояния между опорной (вертикальной) частью грузозахватной вилки и центром тяжести груза. В том случае, когда предусмот­рена работа машины со сменным обо­рудованием, в табличке должны быть также данные о грузоподъемности ма­шины при работе со всеми видами сменного оборудования.

Пуск автопогрузчиков в эксплуата­цию обусловлен наличием следующей- технической документации: а) техниче­ский паспорт; б) акт об испытании ма­шины на заводе-изготовителе; в) ин­струкция водителю по эксплуатации и уходу за машиной, с указанием в ней правил техники безопасности при рабо­те машины.

Управление автопогрузчиками, так же, как и другими подъемно-транс­портными устройствами, можно пору­чать лицам не моложе 18 лет, про­шедшим медицинское освидетельство­вание и признанным годными к управ­лению машинами, имеющими удостове­рение о прохождении обучения по тех­нике безопасности и эксплуатации ма­шин. Водители автопогрузчиков с дви­гателями внутреннего сгорания, кроме- того, должны иметь права шофера.

При захвате груза должны выпол­няться следующие правила.

1)  При использовании вилочных захватов груз должен упираться в вер­тикальную раму подъемника и равно­мерно располагаться относительно пра­вой и левой вилок.

2) Для устойчивого положения груза подъемный механизм должен быть отклонен назад.

Автопогрузчик комплектом сменных приспособлений

Рис. 95. Автопогрузчик комплектом сменных приспособлений.

1- вилочный захват; 2—ковш; 3- крановая стрела; 4 — безбалочная стрела; 5—захват для лесоматериалов; 6— штырь

3) Грузы должны укладываться на вилочные захваты так, чтобы верхнее место груза не выступало над верти­кальной (опорной) частью вил или ограждающей решетки более чем на 1/3 ее высоты. Крупногабаритные грузы разрешается укладывать выше защит­ного устройства, предохраняющего груз от падения через раму, но в таком случае допускается перевозить за один раз не более одного места, а при движении машины в проездах и при укладке груза должен быть выделен специаль­ный человек для руководства движением машины путем подачи команды водителю.

1) Допустимые нагрузки на вилках устанавливаются в за­висимости от положения центра тяжести грузов.

2) Запрещается отрыв примерзшего или зажатого груза, а также подъем груза при отсутствии под ним просвета, необхо­димого для свободного прохода вилки.

При транспортировке и опускании груза требуется соблюдение следующих требований техники безопасности.

1) При транспортировке грузов рама должна быть отклонена до отказа. Захватное устройство должно обеспечивать высоту проноса груза от земли не менее величины клиренса машины и не более 500 мм для машин на пневматических шинах и 250 мм для машин на грузолентах.

2) Во время движения с грузом непросматриваемый водите­лем отрезок впереди лежащего пути должен быть не более 8 м при работе на открытых площадках и не более 5 м при работе на складах.

3) Скорости движения не должны превышать по главным проездам складов 6 км/час и по боковым проездам 3 км/час. Скорости на открытых площадках должны устанавливаться адми­нистрацией предприятия, в зависимости от конструкции машины и качества покрытия дорог.

4) Перемещение мелких грузов должно производиться, как правило, с помощью грузовых (универсальных) площадок или в контейнерах. Без грузовых площадок следует транспортировать только такие грузы, которые устойчиво укладываются на вилы (бочки, ящики).

5)Транспортировка длинномеров может производиться только на открытых территориях с ровным покрытием, причем способ захвата груза должен исключать возможность его развала или падения на сторону (пакетирование, увязка).

6) Спаренная работа погрузчиков допускается только при штабелировании длинномерных грузов, причем такая работа должна осуществляться под наблюдением специально выделен­ного для этого ответственного лица, которое подает команды для согласованной и безопасной работы машин. При штабелирова­нии, так же как и при погрузке, груз должен укладываться на прокладки, обеспечивающие свободный выход вилки из-под груза.

7)Для обеспечения устойчивости автопогрузчика во время движения необходимо объезжать значительные выбоины и углуб­ления.

8) Если автопогрузчик используется для погрузки или раз­грузки пылящих грузов, водитель должен быть снабжен защит­ными очками.

Максимальный уклон, по которому разрешается транспор­тировка грузов автопогрузчиком, должен иметь угол подъема, не превышающий угла наклона рамы назад минус 3°.