Руководящие и инженерно-технические работники порта, связанные с разработкой перегрузочных процессов, организацией и производством перегрузочных работ, и другие работники порта, выполняющие обязанности производителя перегрузочных работ, должны знать основные положения и организацию системы управления охраной труда на водном транспорте (СУОТ ВТ) в пределах своей должности и назначений.
Проверка знаний настоящих Правил и других нормативных документов по безопасности труда в портах должна осуществляться в соответствии с требованиями руководящих документов Минречфлота РСФСР.
Руководители (сменный помощник начальника грузового района и другие лица, выполняющие функции сменного помощника начальника района) и производители (мастер перегрузочных работ, бригадир бригады, звеньевой комплексной бригады и другие лица, на которых возложены функции производителя работ) перегрузочных работ должны быть * обучены, пройти проверку знаний и иметь удостоверение липа, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов перегрузочными машинами.
Портовые рабочие (докеры, докеры-механизаторы) должны быть обучены и аттестованы по каждой совмещаемой специальности. По результатам аттестации рабочим должны быть выданы удостоверения соответствующей формы, дающие право на выполнение работ и управление перегрузочными машинами определенного типа и модели, удостоверения крановщиков должны быть подписаны председателем комиссии и инспектором Гоегортехнадзора СССР (для крановщиков кранов, требующих регистрации в органах Гоегортехнадзора СССР) или инспектором Речного Регистра РСФСР (для крановщиков плавучих кранов).
Обучение рабочих, обслуживающих объекты Гоегортехнадзора СССР и Речного Регистра РСФСР, индивидуально-бригадным методом запрещено.
Портовые рабочие при присвоении классности и других случаях, предусмотренных действующими Правилами технической эксплуатации перегрузочных машин речных портов, должны пройти квалификационную аттестацию. Результаты аттестации должны оформляться протоколом и выдачей квалификационного удостоверения (отметкой в удостоверении) соотпнтетиумцим Фирмы.
В квалификационном удостоверении должны быть проставлены класс рабочего, типы и модели перегрузочных машин и виды работ, к управлению и выполнению которых допущен рабочий, а также сделана отметка о присвоении соответствующей группы допуска по электробезопасности (при обслуживании и управлении мпшии электроприводом).
Портовые рабочие должны проходить проверку знаний:
- периодически, не реже одного раза в 12 месяцев;
- при переходе с одного предприятия (порта) на другое;
- по требованию инженерно-технического работника по надзору за перегрузочными машинами в порту, работника службы техни ки безопасности порта, а также инспекторов Госгортехнадзора СССР, Речного Регистра РСФСР и технического инспектора труда.
Результаты проверки знаний должны оформляться записью в квалификационном удостоверении и журнале соответствующей формы.
Портовые рабочие дополнительно должны иметь удостоверение водителя транспортных средств установленного образца при работе:
- на механических транспортных средствах за пределами порта;
- крановщиком пневмоколесного крана или автокрана, совмещающим одновременно обязанности водителя машины.
Крановщики железнодорожных кранов должны знать инструкцию по сигнализации на железных дорогах СССР.
Портовые рабочие и другие лица, принимающие участие в перегрузочных работах, должны пройти инструктаж в соответствии с ГОСТ 12.0.004-79 и действующими руководящими документами Минречфлота РСФСР.
На основе настоящих Правил в порту должны быть разработаны инструкции по безопасности труда. Инструкции должны быть согласованы со службой техники безопасности и профсоюзным комитетом порта и утверждены начальником или главным инженером порта.
Инструкции должны выдаваться на руки работнику.
Допуск портовых рабочих и других лиц, принимающих участие в перегрузочных работах, к перегрузочным работам, обслуживанию и управлению перегрузочными машинами, осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.009-76 и Правил технической эксплуатации перегрузочных машин речных портов.
Ответственность за соблюдение Правил возлагается на должностных лиц порта согласно действующему "Положению об организации работы по охране труда в Министерстве речного флота РСФСР" и должностными инструкциями, действующими в порту, а также на других лиц, на которых приказом возложены функции производителя перегрузочных работ.
При разгрузке (загрузке) судна перегрузочными машинами порта с привлечением лиц судового экипажа ответственность за безопасность перегрузочных работ несет администрация порта при разгрузке (загрузке) перегрузочными средствами судна - администрация судна.
При передаче перегрузочных машин в аренду другим организация^ и выполнении рабочими портов внепортовых работ ответственность за обеспечение безопасности труда должна быть отражена в договоре.
Лица, виновные в нарушении настоящих Правил, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.