Охрана Труда

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Техника безопасности при ремонте кранового электрооборудования

При обслуживании и ремонте кранового электрооборудования следует строго руководствоваться Правилами технической эксп­луатации, Правилами техники безопасности, Правилами уст­ройств и безопасной эксплуатации грузоподъемных машин Госгортехнадзора и инструкциями. Основным вопросом техники безопас­ности является электробезопасность в электроустановках (электри­ческих кранах, электроталях и т. п.). Поражение электрическим током зависит не только от электрической системы, питающей кран, но и от ряда процессов, происходящих в теле человека при дей­ствии электрического тока. Минимальная сила тока, раздражаю­щее действие которого ощущается человеком, называется порого­вым ощутимым током и зависит от рода тока, состояния человека, способа включения человека в электрическую сеть и других фак­торов. Для тока промышленной частоты (50 Гц), представляющего наибольший интерес для энергетиков, средняя сила порогового ощутимого тока составляет около 1 мА.

Если ток, протекающий через тело человека, превышает поро­говый ощутимый ток, то он вы­зывает более сильную реакцию организма. При силе тока 3—5 мА раздражающее действие ощу­щается кистью руки, при силе тока 6—10 мА мышцы руки уже непроизвольно сокращаются и воз­никает чувство сильной боли. При дальнейшем увеличении силы тока в мышцах возникают судороги и человек теряет способность кон­тролировать действие руки, в частности он не может само­стоятельно освободиться от за­жатого в руке проводника. Соответствующая минимальная сила тока называется пороговым неотпускающим током. Для раз­личных людей сила этого тока также подчиняется нормальному закону распределения.

Относительная зависимость силы порогового тока

На рис. 8.19 приведены зависимости пороговых ощутимого 1 и неощутимого 2 токов от частоты (цифры на кривых указывают процент людей, подвергнутых испытанию, для которых справед­лива соответствующая кривая). Эти зависимости приведены на основании публикации Международной электротехнической ко­миссии (МЭК) № 479.

На частотах выше 100 кГц действие тока переходит в чисто тепловое. При протекании через тело человека постоянного тока сила порогового ощутимого тока в несколько раз выше, чем при частоте 50 Гц, и ощущается как жжение. Если электрический ток протекает через корпус человека, то он воздействует на органы ды­хания и кровообращения. При силе тока 25—50 мА частотой 50 Гц возникает сильное сокращение дыхательных мышц грудной клетки, в результате чего может наступить смерть от удушья. Вероятность поражения органов дыхания в значительной степени зависит от длительности протекания тока.

Токи промышленной частоты силой выше 50 мА представляют опасность и для сердца. Они могут вызвать фибрилляцию желу­дочков сердца, т. е. возникновение хаотического сокращения, при этом нарушается насосная функция сердца и прекращается кровообращение. Опасность возникновения фибрилляции сердца в значительной степени определяется силой тока и временем его действия. При уменьшении времени действия тока на организм человека, как и его силы, вероятность возникновения фибрилля­ции уменьшается.

Кроме рассмотренных реакций организма, электрический ток может вызвать паралич сердца и дыхательного центра, поврежде­ние нервной системы и ожоги.

Для защиты людей от поражения электрическим током в соот­ветствии с Правилами устройства электроустановок должна быть применена любая из следующих защитных мер: заземление, зануление, защитное отключение, применение малого напряжения и разделяющих трансформаторов, выравнивание потенциалов, двойная изоляция. Перечисленные меры не являются универсаль­ными, но представляют собой важную составляющую защиты от поражения током при правильном их использовании на кранах.

Заземлением называют преднамеренное электрическое соеди­нение с землей или ее эквивалентом металлических нетоковедущих частей, которые могут оказаться под напряжением. Заземле­ние служит для превращения замыкания на корпус в замыкание на землю для снижения напряжения на корпус относительно земли до безопасного значения, при этом используют защитные свойства снижения сопротивления изоляции относительно земли той фазы, которой коснулся человек. Следует отметить, что заземление более эффективно обеспечивает безопасность в сети с изолированным нулевым проводом.

Занулением называют соединение частей электроустановки с так называемой цепью нулевого потенциала или с корпусом изоли­рованного от земли объекта. При замыкании на корпус зануление создает цепь однофазного короткого замыкания, в результате чего срабатывает максимальная токовая защита и установка отключа­ется от сети. Зануление снижает напряжение прикосновения, огра­ничивает опасность поражения человека током при замыкании на корпус.

Защитное отключение называют быстродействующей защитой, обеспечивающей автоматическое отключение электроустановки (двигателей, электромагнитов и др.) при возникновении опасно­сти поражения током. Защитное отключение обеспечивает безо­пасность тем, что ограничивает время протекания тока через тело человека.

Малым напряжением называют номинальное напряжение не более 42 В, применяемое в электроустановках для обеспечения электробезопасности. Малые напряжения применяют для питания переносных ламп в любых помещениях, а также вне помещений, Кроме того, они применяются в помещениях с повышенной опас­ностью и в особо опасных цепях управления кранов, электроталей и других грузоподъемных машин.

Разделяющими трансформаторами называют трансформаторы, предназначенные для отделения приемника энергии от первичной электрической сети и сети заземления (зануления). Разделяющий трансформатор используют, как правило, для питания отдельных электропотребителей при эксплуатации их в особо опасных усло­виях. При двухфазном прикосновении, естественно, разделяющий трансформатор не обеспечивает безопасности.

Выравнивание потенциала — метод снижения напряжения прикосновения и шага между точками электрической цепи, к ко­торым возможно одновременное прикосновение или на которых может одновременно стоять человек. Выравнивание потенциала осуществляется электрическим соединением металлических кон­струкций крана.

Двойной изоляцией электроприемника называют совокуп­ность защитной и рабочей (дополнительной) изоляции, при которой доступные прикосновению части электроприемника не при­обретают опасного потенциала при повреждении рабочей или защитной изоляции (например, краны 6 тройной изоляцией, об­служивающие электролизные ванны).

Основными причинами возникновения условий поражения человека током являются:

1) случайное прикосновение человека к токоведущим частям электроустановки;

2) возникновение аварийных режимов в электроустановках;

3) невыполнение требований ПУЭ;

4) нарушение требований правил эксплуатации электроуста­новок.

При соблюдении защитных мер во время монтажа электрообо­рудования крана и выполнении правил инструкций по эксплуата­ции резко снижаются случаи поражения человека током.

В кабине управления, являющейся рабочим местом кранов­щика, не должно быть электрических аппаратов или проводников, не имеющих надежного (сплошного) ограждения в виде изоляци­онных или металлических заземленных оболочек, полностью ис­ключающих всякую возможность прикосновения к токоведущим частям. Дополнительным мероприятием по повышению безопас­ности управления является ограничение напряжения органов уп­равления напряжением 380 В переменного тока. Это означает, что при напряжениях главной цепи 500 В необходимо цепи управ­ления питать через трансформатор 500/200 В, а также исключить применение силовых кулачковых контроллеров. Помимо контрол­леров управления в кабине устанавливают также защитную панель. Этот аппарат является полностью закрытым и его дверь дол­жна быть заперта на замок. Все остальное электрооборудова­ние находится на мостах кранов или в специальных аппаратных помещениях; и в том и в другом случае доступ к ним возможен только при снятии напряжения с главной цепи (через блокировки люков и дверей). Остающийся под напряжением участок главных троллеев и главных токоприемников должен быть надежно ог­ражден от случайного прикосновения с моста крана.

Для обеспечения безопасности обслуживания электрических машин, установленных на кранах, ПУЭ регламентированы расстояния между корпусами машин и другими частями оборудова­ния. Проходы для обслуживания электрических машин должны быть не менее 1 м в свету с отдельными местными сужениями не менее 0,6 м; в противоположной стороне от прохода расстояние от корпуса электрической машины до другого оборудования дол­жно быть не менее 0,3 м. Открытые двигатели и аппараты, а также реостаты и резисторы всех типов должны устанавливаться не ближе 1,5 м от сгораемых конструкций зданий. Корпуса электри­ческих машин, металлические кожухи и шкафы электрической аппаратуры, трубы, в которых проложены кабели, должны быть надежно соединены с металлическими конструкциями грузоподъ­емного сооружения. В свою очередь грузоподъемное сооружение должно быть надежно заземлено с сопротивлением, соответствую­щим требованиям ПУЭ. Заземляющее соединение металлических частей электрооборудования с конструкциями механизма выпол­няют с помощью специальных заземляющих болтов размером М6; для небольших аппаратов управления (выключателей, командо-контроллеров), а также ящиков сопротивлений заземление допу­скается выполнять через залуженную площадку под крепежные болты металлического кожуха. Если аппарат имеет пластмассо­вый кожух, должна быть полностью исключена возможность по­падания напряжения на его наружные металлические части (болты крепления, фирменные таблички, приводные рукоятки), т. е. открытые металлические детали не должны сообщаться с внутрен­ней частью аппарата.

К внутренним частям комплектных устройств, подлежащих заземлению, относятся: металлические конструкции, рельсы и другие узлы, связанные с креплением аппаратуры, вторичные обмотки измерительных трансформаторов.

Заземлению не подлежат: аппаратура, установленная внутри комплектных устройств; корпуса электроизмерительных прибо­ров и реле; электроприемники с двойной изоляцией; съемные или открывающиеся части заземленных кожухов. Сечение голых за­земляющих медных проводников должно быть не менее 4 мм2.

Правильная эксплуатация кранового электрооборудования — основа надежной и безаварийной работы крана. При правильной эксплуатации не должны допускаться режимы более тяжелые, чем те, на которые рассчитаны двигатели, тормозные магниты, сопротивления и прочая аппаратура, а периодические осмотры электрооборудования перед приемом смены и подробные ревизии должны производиться крановщиком совместно с обслуживающим кран электромонтером не реже одного раза в декаду. Результаты осмотров и ревизий записывают в книгу, находящуюся на кране. Осмотр проводят в определенной последовательности. Сначала осматривают электрооборудование машинного помещения или кабин, где размещена аппаратура, затем непосредственно двига­тели и аппаратуру и, наконец, электрооборудование в кабине управления. После этого следует опробовать механизмы в дей­ствии перед нормальной работой, проверить действие конечных и аварийных выключателей и т. п. Посторонние и необученные лица в машинное помещение, кабины, к устройствам защиты и электро­аппаратуре, а тем более к управлению краном, не допуска­ются.

Все электрооборудование должно включаться лишь в той по­следовательности, которая указана в схемах и инструкциях. При смене предохранителей недопустимо применять вместо калиб­рованных плавких вставок отдельных проволок, «жучков» и т. д.

Для обеспечения надежной работы кранового электрооборудо­вания следует выполнять график ремонтных работ. Необходимость мелкого и внеочередного ремонтов устанавливают во время пери­одических осмотров. Тогда же устраняют мелкие неисправности, чистят и, если нужно, налаживают электрооборудование в соот­ветствии с инструкциями по эксплуатации двигателей, пускорегулирующей аппаратуры и вспомогательного электрооборудо­вания крана. Результаты выполненной работы (ремонтов) записы­вают в шнуровой книге. Важным звеном при осмотрах и ремонте является изоляция, которая требует тщательной проверки и пе­риодического контроля.


 

Помощь специалисту

Запчасти для тяжёлой строительной техники во Владивостоке - смотреть подробнее на сайте Kamdeo.