При обслуживании и ремонте кранового электрооборудования следует строго руководствоваться Правилами технической эксплуатации, Правилами техники безопасности, Правилами устройств и безопасной эксплуатации грузоподъемных машин Госгортехнадзора и инструкциями. Основным вопросом техники безопасности является электробезопасность в электроустановках (электрических кранах, электроталях и т. п.). Поражение электрическим током зависит не только от электрической системы, питающей кран, но и от ряда процессов, происходящих в теле человека при действии электрического тока. Минимальная сила тока, раздражающее действие которого ощущается человеком, называется пороговым ощутимым током и зависит от рода тока, состояния человека, способа включения человека в электрическую сеть и других факторов. Для тока промышленной частоты (50 Гц), представляющего наибольший интерес для энергетиков, средняя сила порогового ощутимого тока составляет около 1 мА.
Если ток, протекающий через тело человека, превышает пороговый ощутимый ток, то он вызывает более сильную реакцию организма. При силе тока 3—5 мА раздражающее действие ощущается кистью руки, при силе тока 6—10 мА мышцы руки уже непроизвольно сокращаются и возникает чувство сильной боли. При дальнейшем увеличении силы тока в мышцах возникают судороги и человек теряет способность контролировать действие руки, в частности он не может самостоятельно освободиться от зажатого в руке проводника. Соответствующая минимальная сила тока называется пороговым неотпускающим током. Для различных людей сила этого тока также подчиняется нормальному закону распределения.
На рис. 8.19 приведены зависимости пороговых ощутимого 1 и неощутимого 2 токов от частоты (цифры на кривых указывают процент людей, подвергнутых испытанию, для которых справедлива соответствующая кривая). Эти зависимости приведены на основании публикации Международной электротехнической комиссии (МЭК) № 479.
На частотах выше 100 кГц действие тока переходит в чисто тепловое. При протекании через тело человека постоянного тока сила порогового ощутимого тока в несколько раз выше, чем при частоте 50 Гц, и ощущается как жжение. Если электрический ток протекает через корпус человека, то он воздействует на органы дыхания и кровообращения. При силе тока 25—50 мА частотой 50 Гц возникает сильное сокращение дыхательных мышц грудной клетки, в результате чего может наступить смерть от удушья. Вероятность поражения органов дыхания в значительной степени зависит от длительности протекания тока.
Токи промышленной частоты силой выше 50 мА представляют опасность и для сердца. Они могут вызвать фибрилляцию желудочков сердца, т. е. возникновение хаотического сокращения, при этом нарушается насосная функция сердца и прекращается кровообращение. Опасность возникновения фибрилляции сердца в значительной степени определяется силой тока и временем его действия. При уменьшении времени действия тока на организм человека, как и его силы, вероятность возникновения фибрилляции уменьшается.
Кроме рассмотренных реакций организма, электрический ток может вызвать паралич сердца и дыхательного центра, повреждение нервной системы и ожоги.
Для защиты людей от поражения электрическим током в соответствии с Правилами устройства электроустановок должна быть применена любая из следующих защитных мер: заземление, зануление, защитное отключение, применение малого напряжения и разделяющих трансформаторов, выравнивание потенциалов, двойная изоляция. Перечисленные меры не являются универсальными, но представляют собой важную составляющую защиты от поражения током при правильном их использовании на кранах.
Заземлением называют преднамеренное электрическое соединение с землей или ее эквивалентом металлических нетоковедущих частей, которые могут оказаться под напряжением. Заземление служит для превращения замыкания на корпус в замыкание на землю для снижения напряжения на корпус относительно земли до безопасного значения, при этом используют защитные свойства снижения сопротивления изоляции относительно земли той фазы, которой коснулся человек. Следует отметить, что заземление более эффективно обеспечивает безопасность в сети с изолированным нулевым проводом.
Занулением называют соединение частей электроустановки с так называемой цепью нулевого потенциала или с корпусом изолированного от земли объекта. При замыкании на корпус зануление создает цепь однофазного короткого замыкания, в результате чего срабатывает максимальная токовая защита и установка отключается от сети. Зануление снижает напряжение прикосновения, ограничивает опасность поражения человека током при замыкании на корпус.
Защитное отключение называют быстродействующей защитой, обеспечивающей автоматическое отключение электроустановки (двигателей, электромагнитов и др.) при возникновении опасности поражения током. Защитное отключение обеспечивает безопасность тем, что ограничивает время протекания тока через тело человека.
Малым напряжением называют номинальное напряжение не более 42 В, применяемое в электроустановках для обеспечения электробезопасности. Малые напряжения применяют для питания переносных ламп в любых помещениях, а также вне помещений, Кроме того, они применяются в помещениях с повышенной опасностью и в особо опасных цепях управления кранов, электроталей и других грузоподъемных машин.
Разделяющими трансформаторами называют трансформаторы, предназначенные для отделения приемника энергии от первичной электрической сети и сети заземления (зануления). Разделяющий трансформатор используют, как правило, для питания отдельных электропотребителей при эксплуатации их в особо опасных условиях. При двухфазном прикосновении, естественно, разделяющий трансформатор не обеспечивает безопасности.
Выравнивание потенциала — метод снижения напряжения прикосновения и шага между точками электрической цепи, к которым возможно одновременное прикосновение или на которых может одновременно стоять человек. Выравнивание потенциала осуществляется электрическим соединением металлических конструкций крана.
Двойной изоляцией электроприемника называют совокупность защитной и рабочей (дополнительной) изоляции, при которой доступные прикосновению части электроприемника не приобретают опасного потенциала при повреждении рабочей или защитной изоляции (например, краны 6 тройной изоляцией, обслуживающие электролизные ванны).
Основными причинами возникновения условий поражения человека током являются:
1) случайное прикосновение человека к токоведущим частям электроустановки;
2) возникновение аварийных режимов в электроустановках;
3) невыполнение требований ПУЭ;
4) нарушение требований правил эксплуатации электроустановок.
При соблюдении защитных мер во время монтажа электрооборудования крана и выполнении правил инструкций по эксплуатации резко снижаются случаи поражения человека током.
В кабине управления, являющейся рабочим местом крановщика, не должно быть электрических аппаратов или проводников, не имеющих надежного (сплошного) ограждения в виде изоляционных или металлических заземленных оболочек, полностью исключающих всякую возможность прикосновения к токоведущим частям. Дополнительным мероприятием по повышению безопасности управления является ограничение напряжения органов управления напряжением 380 В переменного тока. Это означает, что при напряжениях главной цепи 500 В необходимо цепи управления питать через трансформатор 500/200 В, а также исключить применение силовых кулачковых контроллеров. Помимо контроллеров управления в кабине устанавливают также защитную панель. Этот аппарат является полностью закрытым и его дверь должна быть заперта на замок. Все остальное электрооборудование находится на мостах кранов или в специальных аппаратных помещениях; и в том и в другом случае доступ к ним возможен только при снятии напряжения с главной цепи (через блокировки люков и дверей). Остающийся под напряжением участок главных троллеев и главных токоприемников должен быть надежно огражден от случайного прикосновения с моста крана.
Для обеспечения безопасности обслуживания электрических машин, установленных на кранах, ПУЭ регламентированы расстояния между корпусами машин и другими частями оборудования. Проходы для обслуживания электрических машин должны быть не менее 1 м в свету с отдельными местными сужениями не менее 0,6 м; в противоположной стороне от прохода расстояние от корпуса электрической машины до другого оборудования должно быть не менее 0,3 м. Открытые двигатели и аппараты, а также реостаты и резисторы всех типов должны устанавливаться не ближе 1,5 м от сгораемых конструкций зданий. Корпуса электрических машин, металлические кожухи и шкафы электрической аппаратуры, трубы, в которых проложены кабели, должны быть надежно соединены с металлическими конструкциями грузоподъемного сооружения. В свою очередь грузоподъемное сооружение должно быть надежно заземлено с сопротивлением, соответствующим требованиям ПУЭ. Заземляющее соединение металлических частей электрооборудования с конструкциями механизма выполняют с помощью специальных заземляющих болтов размером М6; для небольших аппаратов управления (выключателей, командо-контроллеров), а также ящиков сопротивлений заземление допускается выполнять через залуженную площадку под крепежные болты металлического кожуха. Если аппарат имеет пластмассовый кожух, должна быть полностью исключена возможность попадания напряжения на его наружные металлические части (болты крепления, фирменные таблички, приводные рукоятки), т. е. открытые металлические детали не должны сообщаться с внутренней частью аппарата.
К внутренним частям комплектных устройств, подлежащих заземлению, относятся: металлические конструкции, рельсы и другие узлы, связанные с креплением аппаратуры, вторичные обмотки измерительных трансформаторов.
Заземлению не подлежат: аппаратура, установленная внутри комплектных устройств; корпуса электроизмерительных приборов и реле; электроприемники с двойной изоляцией; съемные или открывающиеся части заземленных кожухов. Сечение голых заземляющих медных проводников должно быть не менее 4 мм2.
Правильная эксплуатация кранового электрооборудования — основа надежной и безаварийной работы крана. При правильной эксплуатации не должны допускаться режимы более тяжелые, чем те, на которые рассчитаны двигатели, тормозные магниты, сопротивления и прочая аппаратура, а периодические осмотры электрооборудования перед приемом смены и подробные ревизии должны производиться крановщиком совместно с обслуживающим кран электромонтером не реже одного раза в декаду. Результаты осмотров и ревизий записывают в книгу, находящуюся на кране. Осмотр проводят в определенной последовательности. Сначала осматривают электрооборудование машинного помещения или кабин, где размещена аппаратура, затем непосредственно двигатели и аппаратуру и, наконец, электрооборудование в кабине управления. После этого следует опробовать механизмы в действии перед нормальной работой, проверить действие конечных и аварийных выключателей и т. п. Посторонние и необученные лица в машинное помещение, кабины, к устройствам защиты и электроаппаратуре, а тем более к управлению краном, не допускаются.
Все электрооборудование должно включаться лишь в той последовательности, которая указана в схемах и инструкциях. При смене предохранителей недопустимо применять вместо калиброванных плавких вставок отдельных проволок, «жучков» и т. д.
Для обеспечения надежной работы кранового электрооборудования следует выполнять график ремонтных работ. Необходимость мелкого и внеочередного ремонтов устанавливают во время периодических осмотров. Тогда же устраняют мелкие неисправности, чистят и, если нужно, налаживают электрооборудование в соответствии с инструкциями по эксплуатации двигателей, пускорегулирующей аппаратуры и вспомогательного электрооборудования крана. Результаты выполненной работы (ремонтов) записывают в шнуровой книге. Важным звеном при осмотрах и ремонте является изоляция, которая требует тщательной проверки и периодического контроля.