Охрана Труда

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Электрическое освещение и электрооборудование

Тепловое действие электрического тока заключается в том, что при пере­грузке проводов током, недопустимым для данного их сечения, нарушается тепловой баланс: количество тепла, выделяемого током в проводах в единицу времени, становится больше коли­чества тепла, отдаваемого проводами окружающей среде.

Тем­пература проводов возрастает до опасной величины, происхо­дит разрушение их изоляции. При температуре нагревания вы­ше 55° С резиновая изоляция проводов высыхает и теряет эла­стичность, в ней появляются трещины. Сопротивление изоля­ции резко снижается, возникает опасность короткого замыка­ния и загорания проводов.

При незначительных и кратковременных перегрузках резино­вая изоляция проводов разрушается постепенно, а при коротком замыкании сети — очень быстро вследствие мгновенного и мак­симального увеличения тока. При значительной силе тока ко­роткого замыкания наблюдается перегорание медной жилы про­вода в результате плавления металла. Изоляция провода заго­рается в момент образования электрической дуги. Огонь может распространиться по изоляции провода весьма быстро по всей длине от места короткого замыкания до распределительного (группового) щитка или до перехода проводника с меньшего на большее сечение. Применяемые кабели и провода различают по материалу, токопроводящей жиле (медь, алюминий и т. д.), по форме и конструкции ее, по роду изоляции и способу защиты от внешних механических и химических воздействий.

В электрической сети используются кабели и провода только определенного сечения токонесущих жил согласно произведен­ному расчету в целях обеспечения нормальной нагрузки током. Выбор сечения проводников по нагреву и условиям короткого замыкания производится в соответствии с Правилами устрой­ства электроустановок (ПУЭ, см. гл. 1-3; 1-4).

Для защиты электрических установок от токов перегрузки и короткого замыкания применяют плавкие предохранители, которые включают последовательно в сеть защищаемого участ­ка электрической проводки или в цепь электрического прибора.

Светильники (приборы, состоящие из лампы и осветительной арматуры с устройством для подведения электрического тока, отражателя и распределителя светового потока) должны отве­чать требованиям ПУЭ (см. гл. VI-5). Область применения по­жароопасных установок указана в ПУЭ (см. гл. VI1-4).

Взрывоопасные установки оборудуются в соответствии с тре­бованиями ПУЭ (см. гл. VII-3). Согласно ПУЭ (см. гл. 1-1) про­тивопожарная безопасность электроустановок обеспечивается применением: надлежащей изоляции, а в отдельных случаях соблюдением установленных разрывов до токонесущих частей или их закрытия; защитных ограждений; блокировки аппаратов и ограждений для предотвращения ошибочных операций; на­дежного и быстродействующего автоматического отключения случайно оказавшихся под напряжением частей электрообо­рудования и поврежденных участков сети; заземления корпусов электрооборудования и элементов установок, которые могут оказаться под напряжением; предупредительной сигнализации, надписей и плакатов.

Требования к электрическому освещению и электрооборудо­ванию на речных судах определяются Правилами постройки стальных судов внутреннего плавания Речного Регистра, ч. V.

В период зимнего отстоя речных судов использовать судовую силовую и осветительную электрическую сети па неремонти­руемых судах запрещается.

На всех участках судовой электросети на период зимнего оiстоя снимаются предохранители, выключаются рубильники и выключающие устройства на главном распределительном щите.

Во время зимнего ремонта судов силовую и осветительную электрическую сеть разрешается использовать в соответствии с требованиями 541 «Правил пожарной безопасности на речном транспорте МРФ РСФСР», введенных в действие приказом министра речного флота № 177 от 4 ноября 1963 г.

В навигационный период на самоходных судах согласно тре­бованиям Речного Регистра РСФСР («Правила постройки сталь- пых судов внутреннего плавания») допускается применять толь­ко электрическое освещение. На несамоходных судах разреша­ется керосиновое освещение с использованием осветительного керосина, имеющего температуру вспышки не ниже 40° С.