Опыты Куйбышевского индустриального института подтвердили полную безопасность проведения огневых ремонтных работ на металлических емкостях, имеющих остаток любого нефтепродукта, при применении инертных (дымовых) газов в соответствии с технологией и режимными условиями метода ДМ-51. Этот метод получил распространение и на речном транспорте.
При безопасных концентрациях газов в нефтеналивных емкостях можно применять охлажденные дымовые газы как от парокотельных установок, так и от двигателей внутреннего сгорания. В газах от двигателей внутреннего сгорания содержится 7% углекислого газа и 12% кислорода. Эти газы можно использовать только после их дожигания в специальных дымовых установках (рис. 9). При этом получают необходимый процент углекислого газа и кислорода в составе дыма.
Работает такая установка следующим образом. Отходящие дымовые газы поступают из дымника 1 в дымовую трубу с гидравлическим затвором 10. Под воздействием вентилятора 12, вращаемого электродвигателем 13, дымовые газы через вертикальную трубу теплообменника (скруббера) 4 засасываются в его нижнюю часть 2, где охлаждаются оросителем 5, помещенным в трубе. Поднимаясь по корпусу теплообменника, газы попадают в «мокрую насадку» 7, состоящую из колец Рашига и уложенную на решетке 9. Затем они проходят через «сухую насадку» 3, которая находится на верхней решетке 6 скруббера, также состоящей из колец Рашига. Вентилятор 12 через выходную трубу 11 подает газы в нагнетательный трубопровод 14, соединенный с корпусом судна.
Дымовые газы применяются также для заполнения подпалубного пространства сухих отсеков и коффердамов речных судов при перевозке нефтегрузов с целью нейтрализации концентраций паровоздушной смеси нефтепродукта с воздухом.
Требования, которые следует соблюдать при заполнении подпалубных пространств дымовыми газами, приводятся в «Правилах обеспечения пожарной безопасности при перевозке нефтегрузов в судах наливом и в таре».
В настоящее время проводятся экспериментальные работы по замене процесса заполнения судовых подпалубных пространств дымовыми газами более совершенными средствами и менее трудоемким процессом. Уделяется большое внимание применению продувки грузовых отсеков судна воздухом и отсоса паров нефтепродуктов мощными вентиляторами. Дальнейшие исследования и практические испытания в этой области определят целесообразность применения указанных способов взамен существующего.