Охрана Труда

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ведомственный пожарный надзор и организация работы по предупреждению пожаров на речном транспорте

Основные положения ведомственного пожарного надзора.

Пожарный надзор на речном транспорте осуществляет воени­зированная пожарная охрана Министерства речного флота, которая организована в соответствии с «Положением о ведомственной военизированной охране».

Структурная схема пожарной военизированной охраны оп­ределяется приказом министра речного флота МРФ № 236-пр от 23 декабря 1961 г.

Пожарная охрана ВОХРа МРФ состоит из групп, команд и отрядов.

Группы и команды подчиняются непосредственно руководи­телям охраняемых предприятий и организаций; отряды — на­чальникам пароходств, начальникам управлений каналов, в бас­сейне которых они расположены.

Оперативное руководство ведомственной военизированной ох­раной осуществляет отдел военизированной охраны МРФ.

На ведомственную пожарную охрану возложены контроль за выполнением предупредительных (профилактических) противо­пожарных мероприятий и ликвидация возникших пожаров (за­гораний).

Контроль за соблюдением правил пожарной безопасности и противопожарного режима на береговых объектах и судах при­казом министра речного флота № 177 от 4 ноября 1963 г. воз­лагается на работников ВОХРа.

В случае обнаружения таких обстоятельств, которые могут создавать угрозу возникновения пожара, сотрудники ВОХРа имеют право:

приостанавливать работу отдельных агрегатов, мастерских, цехов;

запрещать отправку судов в рейс или производство погру- зочио-разгрузочных работ (опломбируя при этом штурвал судна иль нефтетрубопроводов на нефтеналивном судне или на нефтестанциях) до тех пор, пока не будут выполнены необходимые пожарные мероприятия.

За несоблюдение установленных на речном транспорте пра- внл пожарной безопасности должностным лицам ведомствен­ной военизированной охраны Министерства речного флота (начальникам отрядов, команд, пожарным инструкторам, инспекторам) предоставлено право налагать штрафы в адми­нистративном порядке на виновных в размере до 10 руб. на граждан и до 30 руб. на должностных лиц.

Штрафы указанными должностными лицами налагаются лишь при исполнении служебных обязанностей и только за на­рушения тех правил, надзор за соблюдением которых на них возложен.

Штраф не может быть наложен позднее одного месяца со дня совершения нарушения.

Постановление должностного лица о наложении штрафа, не исполненное в течение трех месяцев со дня его вынесения, испол­нению не подлежит.

Граждане, а также должностные лица, подвергнутые штра­фу в административном порядке, вправе обжаловать его в районном (городском) народном суде по месту жительства в десятидневный срок со дня вручения постановления. Подача жа­лобы в суд в указанный срок приостанавливает взыскание штрафа.

В этом случае течение давностного трехмесячного срока приостанавливается.

Штраф, наложенный должностным лицом в административ­ном порядке, может быть им, а также вышестоящим органом или другим должностным лицом отменен.

Порядок наложения и взыскания штрафов изложен в при­казе министра речного флота РСФСР № 113-пр от 17 июля 1963 г.

Положение об общественных пожарных инспекторах. Чтобы привлечь широкие массы трудящихся к контролю за соблюде­нием противопожарного режима, а также к выполнению про­филактических мероприятий по предупреждению пожаров (за­гораний) и обеспечению условий для успешного их тушения на береговых объектах и судах, введены общественные пожарные инспектора.

Они осуществляют работу в соответствии с Положе­нием об общественных пожарных инспекторах, утвержден­ным МРФ РСФСР 13 ноября 1962 г. и согласованным с отделом труда ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота.

Общественным пожарным инспекторам предоставлены ши­рокие полномочия. Их предложения по соблюдению противопо­жарного режима обязательны для выполнения всеми должно­стными лицами предприятий, портов-пристаней, гидротехниче- ? кмх. транспортных сооружений, учреждений и организаций и •иенами экипажей судов.

Положение о пожарно-технических комиссиях. К участию в проведении противопожарных мероприятий и активной борьбе hi сохранение социалистической собственности от пожаров при- илекаются широкие массы рабочих, служащих, инженеров и тех­ников речного транспорта.

Они входят в состав пожарно-технических комиссий, создаваемых согласно приказу руководителя предприятия, организации, учреждения. Председателем такой комиссии назначается главный инженер объекта. В своей работе комиссия руководст- иуется Положением о пожарно-технических комиссиях на су- чоремонтных и судостроительных предприятиях, в портах-при­станях, учреждениях и других организациях, утвержденным МРФ 13 ноября 1962 г.

Положение о добровольных пожарных дружинах предприятии. Согласно «Положению о добровольных пожарных дружинах па промышленных предприятиях и других объектах мини­стерств и ведомств», изданному МВД СССР 19 марта 1954 г. на основании постановления Совета Министров СССР № 359 от 2 марта 1954 г., на объектах МРФ создаются добровольные по­жарные дружины из числа рабочих, инженеров, техников и слу­жащих.

Добровольные пожарные дружины (ДПД) организуются и чействуют на объектах независимо от наличия ведомственной военизированной и профессиональной пожарной охран. Форми­рование ДПД и руководство их деятельностью возлагаются на руководителей предприятий, организаций и учреждений.

Согласно постановлению членам ДПД предоставляется ряд льгот и материальное поощрение, как-то: оплата труда за уча­стие в ликвидации пожара или аварии в рабочее время, стра­хование жизни на случай смерти или увечья, происшедших при J том.

Членам ДПД, отличившимся при предупреждении или лик­видации пожаров, руководитель объекта предоставляет допол­нительный отпуск (до шести дней в год).

За смелость, отвагу и самоотверженность, проявленные при тушении пожара и спасении людей от огня, Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 31 октября 1957 г. учрежденная медаль «За отвагу на пожаре». Ею награждаются работ­ники пожарной охраны, члены ДПД и другие граждане.

Организация и проведение пожарно-профилактической рабо­ты. П о ж а р н о - профилактическая работа проводит­ся каждым сотрудником речного транспорта независимо от его должностного положения.

Цель ее — предупредить возникновение пожара, а при воз­никновении его умело и быстро ликвидировать, не допуская распространения огня.

Все лица после оформления их на работу на речной тран­спорт обязаны пройти противопожарный инструктаж о мерах пожарной безопасности.

Принятых на работу отдел кадров направляет на противо­пожарный инструктаж в пожарную охрану. Инструктаж дол­жен сопровождаться показом средств пожаротушения, связи, пожарной сигнализации и практическим их применением на рабочем месте.

Вновь поступивших на работу знакомят с установленным противопожарным режимом на рабочем месте и с пожарной опасностью технологического процесса производства или техни­ческой эксплуатации судна.

На береговых объектах на видных местах вывешивают обт щеобъектовые, в каждом цехе (в отделе, на складе, в мастер­ской)— цеховые, па судах общесудовые и специальные ин­струкции пожарной безопасности, в которых излагаются прави­ла пожарной безопасности, противопожарный режим, указыва­ются обязанности и действия личного состава во время пожара (форма СД-31).

Изучение инструкций рабочими, служащими и плавсоставом организует администрация объекта, а на судах — капитаны (ко­мандиры).

Пожарно-профилактическая работа на бере­говых объектах МРФ осуществляется их руководителями, работниками военизированной охраны, членами пожарно-тех- нических комиссий и добровольных пожарных дружин, обще­ственными пожарными инспекторами, членами цеховых пожар­ных расчетов, должностными лицами и инженерно техническими работниками предприятий и министерства на основании дей­ствующих положений в данных организациях.

Пожарно-профилактическая работа также проводится комис­сиями, членами которых могут быть начальствующий состав ВОХРа МРФ, представители пароходства, управления канала,. Министерства речного флота и Государственного пожарного надзора.

Комиссия может быть организована по предложению долж­ностного лица одной из указанных организаций с согласия ру­ководителя проверяемого объекта.

При пожарно-технических обследованиях береговых объек­тов комиссия проверяет:

противопожарное состояние зданий и сооружений объекта по технологической схеме производства;

наличие противопожарных инструкций;

соблюдение противопожарных норм и правил при строитель­стве или реконструкции зданий и сооружений;

состояние средств тушения пожаров, пожарного водоснаб­жения, сигнализации, дорог и проездов к зданиям, сооружениям и водоисточникам и соответствие их установленным нормам;

степень освоения и использования средств, выделенных па проведение противопожарных мероприятий;

выполнение противопожарных мероприятий по актам и пред­писаниям;

Гюсспособиость пожарной команды, подготовленность ДПД, цеховых пожарных расчетов;

деятельность пожарно-технических комиссий; состояние профилактической работы; организацию массово-разъяснителыюй работы; анализ пожаров (загораний) и практические меры по уст­ранению причин их возникновения.

Па основании данных ножарно-технического обследования объекта комиссия разрабатывает перспективные мероприятия по улучшению противопожарного состояния, которые утверждает руководитель объекта.

Для установления противопожарного состояния технологи­ческого оборудования, силовой и осветительной сети создается мчспертная комиссия из специалистов. Заключение ее прилага­ется к акту комиссии, производившей пожарно-техническое об­следование объекта.

Если пожарно-профилактическая работа выполняется обще­ственностью предприятия (членами ДПД и цеховых пожарных расчетов), то ее задача сводится только к контролю за соблю­дением противопожарного режима.

Пожарно-профилактическая работа на судах осуществляется командным составом речного флота, должно­стными лицами и инженерно-техническими работниками паро­ходства и министерства, лицами начальствующего состава ВОХРа, пожарно-техническими комиссиями. Результаты обсле­дования заносят в единую книгу осмотров судна.

Пожарно-технические обследования делят на основные и контроль н ы е. Задачей основного пожарпо-технического обследования является всестороннее изучение противопожарно­го состояния обследуемого объекта, разработка на основе ана­лиза выявленных недостатков и пожарной опасности техноло­гического процесса производства, противопожарных мероприя­тий и контроль за их внедрением в установленные сроки.

В задачу контрольного пожарно-технического обследования входит проверка выполнения в намеченные сроки предложен­ных актами проверки противопожарных мероприятий. В зави­симости от результата обследования разрабатываются практи­ческие мероприятия, способствующие полному внедрению всех предложений по улучшению противопожарного состояния объекта.

Основные служебные документы и правила пожарной без­опасности. Ответственность должностных лиц за их выполне­ние. Основными служебными документами являются: «Прави­ла пожарной безопасности на речном транспорте Министерства речного флота РСФСР», введенные в действие приказом ми­нистра речного флота № 177 от 4 ноября 1963 г.; «Правила обеспечения пожарной безопасности при перевозке нефтегрузов в судах наливом и в таре», введенные в действие приказом ми­нистра речного флота РСФСР № 53 от 9 марта 1962 г.; «Ука­зания по тушению пожаров на речных судах», утвержденные МРФ 12 февраля 1966 г.

Ответственность должностных лиц речного транспорта за вы­полнение Правил пожарной безопасности и противопожарного режима на береговых объектах определяется правилами, а так­же приказами и распоряжениями руководства МРФ и паро- ходств (управлений канала).

Согласно постановлению Совета Министров РСФСР № 862 от 30 июня 1961 г., изданному во исполнение постановления Совета Министров СССР № 219 от 14 марта 1961 г., ответствен­ность за сохранность объектов и материальных ценностей не­сут руководители предприятий, организаций и учреждений и начальники охраны.

Ответственность за соблюдение установленного противопо­жарного режима в цехах, мастерских и на складах, а также за своевременное выполнение противопожарных мероприятий при­казом руководителя объекта (предприятия, организации, уч­реждения) возлагается на начальников цехов, мастерских, уча­стков, заведующих складами и лиц, непосредственно отвечаю­щих за пожарную безопасность.

В каждом цехе, мастерской и на складе на видных местах вывешивают таблички с указанием фамилии и занимаемой должности лица, ответственного за пожарную безопасность.

За противопожарное состояние судов и плавучих сооруже­ний ответственность песет судовладелец, за противопожарное со­стояние каждого отдельного судна — капитан (шкипер), а пла­вучего сооружения — командир.

Правилами технической эксплуатации речного транспорта РСФСР, введенными в действие приказом министра речного флота № 12 от 29 января 1960 г., ответственность за содержа­ние судна в исправном техническом состоянии, а также за пра­вильную организацию судовых работ, за уход и обслуживание судна, его механизмов и устройств, своевременность погрузки и разгрузки возлагается на капитана (по механизмам — на ме­ханика) или шкипера, в зависимости от типа судна, а на зем­снаряде и приписанных к нему судах — на командира и меха­ника.

Технический надзор за флотом согласно указанным Прави­лам осуществляет Речной Регистр РСФСР, который в целях поддержания судов в состоянии, гарантирующем безопасность плавания, проводит периодическое их освидетельствование в соответствии с утвержденными МРФ Правилами и Уставом Речного Регистра РСФСР.

За качество произведенных осмотров и освидетельствований технического состояния судна несут ответственность групповые механики пароходств и инспекторы Речного Регистра РСФСР.

В соответствии с приказом министра речного флота РСФСР V" 218 от 22 сентября 1958 г. рассмотрение и согласование про­ектов судостроения и капитально-восстановительного ремонта по вопросам пожарной безопасности возлагается на Речной Регистр РСФСР.