Основные положения ведомственного пожарного надзора.
Пожарный надзор на речном транспорте осуществляет военизированная пожарная охрана Министерства речного флота, которая организована в соответствии с «Положением о ведомственной военизированной охране».
Структурная схема пожарной военизированной охраны определяется приказом министра речного флота МРФ № 236-пр от 23 декабря 1961 г.
Пожарная охрана ВОХРа МРФ состоит из групп, команд и отрядов.
Группы и команды подчиняются непосредственно руководителям охраняемых предприятий и организаций; отряды — начальникам пароходств, начальникам управлений каналов, в бассейне которых они расположены.
Оперативное руководство ведомственной военизированной охраной осуществляет отдел военизированной охраны МРФ.
На ведомственную пожарную охрану возложены контроль за выполнением предупредительных (профилактических) противопожарных мероприятий и ликвидация возникших пожаров (загораний).
Контроль за соблюдением правил пожарной безопасности и противопожарного режима на береговых объектах и судах приказом министра речного флота № 177 от 4 ноября 1963 г. возлагается на работников ВОХРа.
В случае обнаружения таких обстоятельств, которые могут создавать угрозу возникновения пожара, сотрудники ВОХРа имеют право:
приостанавливать работу отдельных агрегатов, мастерских, цехов;
запрещать отправку судов в рейс или производство погру- зочио-разгрузочных работ (опломбируя при этом штурвал судна иль нефтетрубопроводов на нефтеналивном судне или на нефтестанциях) до тех пор, пока не будут выполнены необходимые пожарные мероприятия.
За несоблюдение установленных на речном транспорте пра- внл пожарной безопасности должностным лицам ведомственной военизированной охраны Министерства речного флота (начальникам отрядов, команд, пожарным инструкторам, инспекторам) предоставлено право налагать штрафы в административном порядке на виновных в размере до 10 руб. на граждан и до 30 руб. на должностных лиц.
Штрафы указанными должностными лицами налагаются лишь при исполнении служебных обязанностей и только за нарушения тех правил, надзор за соблюдением которых на них возложен.
Штраф не может быть наложен позднее одного месяца со дня совершения нарушения.
Постановление должностного лица о наложении штрафа, не исполненное в течение трех месяцев со дня его вынесения, исполнению не подлежит.
Граждане, а также должностные лица, подвергнутые штрафу в административном порядке, вправе обжаловать его в районном (городском) народном суде по месту жительства в десятидневный срок со дня вручения постановления. Подача жалобы в суд в указанный срок приостанавливает взыскание штрафа.
В этом случае течение давностного трехмесячного срока приостанавливается.
Штраф, наложенный должностным лицом в административном порядке, может быть им, а также вышестоящим органом или другим должностным лицом отменен.
Порядок наложения и взыскания штрафов изложен в приказе министра речного флота РСФСР № 113-пр от 17 июля 1963 г.
Положение об общественных пожарных инспекторах. Чтобы привлечь широкие массы трудящихся к контролю за соблюдением противопожарного режима, а также к выполнению профилактических мероприятий по предупреждению пожаров (загораний) и обеспечению условий для успешного их тушения на береговых объектах и судах, введены общественные пожарные инспектора.
Они осуществляют работу в соответствии с Положением об общественных пожарных инспекторах, утвержденным МРФ РСФСР 13 ноября 1962 г. и согласованным с отделом труда ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота.
Общественным пожарным инспекторам предоставлены широкие полномочия. Их предложения по соблюдению противопожарного режима обязательны для выполнения всеми должностными лицами предприятий, портов-пристаней, гидротехниче- ? кмх. транспортных сооружений, учреждений и организаций и •иенами экипажей судов.
Положение о пожарно-технических комиссиях. К участию в проведении противопожарных мероприятий и активной борьбе hi сохранение социалистической собственности от пожаров при- илекаются широкие массы рабочих, служащих, инженеров и техников речного транспорта.
Они входят в состав пожарно-технических комиссий, создаваемых согласно приказу руководителя предприятия, организации, учреждения. Председателем такой комиссии назначается главный инженер объекта. В своей работе комиссия руководст- иуется Положением о пожарно-технических комиссиях на су- чоремонтных и судостроительных предприятиях, в портах-пристанях, учреждениях и других организациях, утвержденным МРФ 13 ноября 1962 г.
Положение о добровольных пожарных дружинах предприятии. Согласно «Положению о добровольных пожарных дружинах па промышленных предприятиях и других объектах министерств и ведомств», изданному МВД СССР 19 марта 1954 г. на основании постановления Совета Министров СССР № 359 от 2 марта 1954 г., на объектах МРФ создаются добровольные пожарные дружины из числа рабочих, инженеров, техников и служащих.
Добровольные пожарные дружины (ДПД) организуются и чействуют на объектах независимо от наличия ведомственной военизированной и профессиональной пожарной охран. Формирование ДПД и руководство их деятельностью возлагаются на руководителей предприятий, организаций и учреждений.
Согласно постановлению членам ДПД предоставляется ряд льгот и материальное поощрение, как-то: оплата труда за участие в ликвидации пожара или аварии в рабочее время, страхование жизни на случай смерти или увечья, происшедших при J том.
Членам ДПД, отличившимся при предупреждении или ликвидации пожаров, руководитель объекта предоставляет дополнительный отпуск (до шести дней в год).
За смелость, отвагу и самоотверженность, проявленные при тушении пожара и спасении людей от огня, Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 31 октября 1957 г. учрежденная медаль «За отвагу на пожаре». Ею награждаются работники пожарной охраны, члены ДПД и другие граждане.
Организация и проведение пожарно-профилактической работы. П о ж а р н о - профилактическая работа проводится каждым сотрудником речного транспорта независимо от его должностного положения.
Цель ее — предупредить возникновение пожара, а при возникновении его умело и быстро ликвидировать, не допуская распространения огня.
Все лица после оформления их на работу на речной транспорт обязаны пройти противопожарный инструктаж о мерах пожарной безопасности.
Принятых на работу отдел кадров направляет на противопожарный инструктаж в пожарную охрану. Инструктаж должен сопровождаться показом средств пожаротушения, связи, пожарной сигнализации и практическим их применением на рабочем месте.
Вновь поступивших на работу знакомят с установленным противопожарным режимом на рабочем месте и с пожарной опасностью технологического процесса производства или технической эксплуатации судна.
На береговых объектах на видных местах вывешивают обт щеобъектовые, в каждом цехе (в отделе, на складе, в мастерской)— цеховые, па судах общесудовые и специальные инструкции пожарной безопасности, в которых излагаются правила пожарной безопасности, противопожарный режим, указываются обязанности и действия личного состава во время пожара (форма СД-31).
Изучение инструкций рабочими, служащими и плавсоставом организует администрация объекта, а на судах — капитаны (командиры).
Пожарно-профилактическая работа на береговых объектах МРФ осуществляется их руководителями, работниками военизированной охраны, членами пожарно-тех- нических комиссий и добровольных пожарных дружин, общественными пожарными инспекторами, членами цеховых пожарных расчетов, должностными лицами и инженерно техническими работниками предприятий и министерства на основании действующих положений в данных организациях.
Пожарно-профилактическая работа также проводится комиссиями, членами которых могут быть начальствующий состав ВОХРа МРФ, представители пароходства, управления канала,. Министерства речного флота и Государственного пожарного надзора.
Комиссия может быть организована по предложению должностного лица одной из указанных организаций с согласия руководителя проверяемого объекта.
При пожарно-технических обследованиях береговых объектов комиссия проверяет:
противопожарное состояние зданий и сооружений объекта по технологической схеме производства;
наличие противопожарных инструкций;
соблюдение противопожарных норм и правил при строительстве или реконструкции зданий и сооружений;
состояние средств тушения пожаров, пожарного водоснабжения, сигнализации, дорог и проездов к зданиям, сооружениям и водоисточникам и соответствие их установленным нормам;
степень освоения и использования средств, выделенных па проведение противопожарных мероприятий;
выполнение противопожарных мероприятий по актам и предписаниям;
Гюсспособиость пожарной команды, подготовленность ДПД, цеховых пожарных расчетов;
деятельность пожарно-технических комиссий; состояние профилактической работы; организацию массово-разъяснителыюй работы; анализ пожаров (загораний) и практические меры по устранению причин их возникновения.
Па основании данных ножарно-технического обследования объекта комиссия разрабатывает перспективные мероприятия по улучшению противопожарного состояния, которые утверждает руководитель объекта.
Для установления противопожарного состояния технологического оборудования, силовой и осветительной сети создается мчспертная комиссия из специалистов. Заключение ее прилагается к акту комиссии, производившей пожарно-техническое обследование объекта.
Если пожарно-профилактическая работа выполняется общественностью предприятия (членами ДПД и цеховых пожарных расчетов), то ее задача сводится только к контролю за соблюдением противопожарного режима.
Пожарно-профилактическая работа на судах осуществляется командным составом речного флота, должностными лицами и инженерно-техническими работниками пароходства и министерства, лицами начальствующего состава ВОХРа, пожарно-техническими комиссиями. Результаты обследования заносят в единую книгу осмотров судна.
Пожарно-технические обследования делят на основные и контроль н ы е. Задачей основного пожарпо-технического обследования является всестороннее изучение противопожарного состояния обследуемого объекта, разработка на основе анализа выявленных недостатков и пожарной опасности технологического процесса производства, противопожарных мероприятий и контроль за их внедрением в установленные сроки.
В задачу контрольного пожарно-технического обследования входит проверка выполнения в намеченные сроки предложенных актами проверки противопожарных мероприятий. В зависимости от результата обследования разрабатываются практические мероприятия, способствующие полному внедрению всех предложений по улучшению противопожарного состояния объекта.
Основные служебные документы и правила пожарной безопасности. Ответственность должностных лиц за их выполнение. Основными служебными документами являются: «Правила пожарной безопасности на речном транспорте Министерства речного флота РСФСР», введенные в действие приказом министра речного флота № 177 от 4 ноября 1963 г.; «Правила обеспечения пожарной безопасности при перевозке нефтегрузов в судах наливом и в таре», введенные в действие приказом министра речного флота РСФСР № 53 от 9 марта 1962 г.; «Указания по тушению пожаров на речных судах», утвержденные МРФ 12 февраля 1966 г.
Ответственность должностных лиц речного транспорта за выполнение Правил пожарной безопасности и противопожарного режима на береговых объектах определяется правилами, а также приказами и распоряжениями руководства МРФ и паро- ходств (управлений канала).
Согласно постановлению Совета Министров РСФСР № 862 от 30 июня 1961 г., изданному во исполнение постановления Совета Министров СССР № 219 от 14 марта 1961 г., ответственность за сохранность объектов и материальных ценностей несут руководители предприятий, организаций и учреждений и начальники охраны.
Ответственность за соблюдение установленного противопожарного режима в цехах, мастерских и на складах, а также за своевременное выполнение противопожарных мероприятий приказом руководителя объекта (предприятия, организации, учреждения) возлагается на начальников цехов, мастерских, участков, заведующих складами и лиц, непосредственно отвечающих за пожарную безопасность.
В каждом цехе, мастерской и на складе на видных местах вывешивают таблички с указанием фамилии и занимаемой должности лица, ответственного за пожарную безопасность.
За противопожарное состояние судов и плавучих сооружений ответственность песет судовладелец, за противопожарное состояние каждого отдельного судна — капитан (шкипер), а плавучего сооружения — командир.
Правилами технической эксплуатации речного транспорта РСФСР, введенными в действие приказом министра речного флота № 12 от 29 января 1960 г., ответственность за содержание судна в исправном техническом состоянии, а также за правильную организацию судовых работ, за уход и обслуживание судна, его механизмов и устройств, своевременность погрузки и разгрузки возлагается на капитана (по механизмам — на механика) или шкипера, в зависимости от типа судна, а на земснаряде и приписанных к нему судах — на командира и механика.
Технический надзор за флотом согласно указанным Правилам осуществляет Речной Регистр РСФСР, который в целях поддержания судов в состоянии, гарантирующем безопасность плавания, проводит периодическое их освидетельствование в соответствии с утвержденными МРФ Правилами и Уставом Речного Регистра РСФСР.
За качество произведенных осмотров и освидетельствований технического состояния судна несут ответственность групповые механики пароходств и инспекторы Речного Регистра РСФСР.
В соответствии с приказом министра речного флота РСФСР V" 218 от 22 сентября 1958 г. рассмотрение и согласование проектов судостроения и капитально-восстановительного ремонта по вопросам пожарной безопасности возлагается на Речной Регистр РСФСР.