Задача пожарно-тактической тренировки личного состава экипажей речных судов заключается в том, чтобы:
обучить приемам и привить навыки в работе с приборами пожаротушения в условиях, максимально приближенных к действительной обстановке пожара;
выработать методом тренировки ловкость, сноровку и решительность при ликвидации пожара;
отработать общие и частные приемы и действия экипажа по спасению пассажиров, перевозимого груза и служебных документов при пожаре.
Обучение и тренировка — единый процесс пожарно-тактической подготовки — выполняются в такой последовательности: ознакомление с упражнением;
разучивание его, тренировка одиночная и групповая; проведение практического занятия по отработке задач по ликвидации пожара на судне, по спасению пассажиров, груза и служебных документов.
В начале занятий слушателей знакомят с упражнением. Это знакомство заключается в изучении системы и объяснении назначения упражнения, показе правильности его выполнения по элементам или в целом.
Затем приступают к разучиванию несложного упражнения. При этом его выполняют в целом с устранением ошибок во время разучивания.
Сложное и трудное упражнение разучивают сначала по отдельным элементам, а затем в целом. Когда упражнение будет разучено, приступают к тренировке. Она проводится с постепенным увеличением темпа выполнения упражнения.
В процессе тренировки руководитель занятия должен обстоятельно рассказывать, умело показывать, терпеливо исправлять ошибки и тренировать до полного усвоения упражнения.
Занятия с практической отработкой конкретной задачи имеют следующую цель:
научить, как производить проверку готовности технических средств пожаротушения;
правильно использовать пожарную технику, средства поротушения и спасательные средства;
отработать взаимодействие между членами экипажа, необходимое при тушении пожара, при спасении пассажиров, перевозимого груза и служебных документов;
научить правильно ориентироваться ib конкретной обстановке, максимально приближенной к действительным условиям пожара;
передать командному составу навыки в организации и руководстве тушением пожара, при спасении пассажиров (экипажа судна), перевозимого груза и служебных документов.
Учебные практические занятия с решением конкретной задачи по тушению условного пожара на судне начинают с объявления обстановки, приближенной к действительности.