Охрана Труда

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Режим труда и отдыха

Режим труда и отдыха

Режим труда и отдыха — это четко установленный распорядок работы, отдыха, питания и сна, предназначенный обеспечить высокую произ­водительность труда, сохранения здоровья работающих и поддержание работоспособности на необходимом уровне.

 

Работоспособность — это способность работающего поддерживать рабочее состояние организма таким, чтобы обеспечить на заданном уровне производительность труда в течение определенного времени. Работоспо­собность характеризуется тремя фазами: фазой вырабатывания или нарастающей работоспособности, фазой высокой устойчивой работоспособ­ности и фазой снижения работоспособности, характерной уменьшением функциональных возможностей основных рабочих органов организма и сопровождающаяся чувством усталости, утомления.

Фазе утомления предшествует субъективное состояние организма, называемое усталостью.

Утомление — это совокупность временных изме­нений в физиологическом и психическом состоянии человека, развиваю­щихся в результате напряженной и продолжительной деятельности (работы) и ведущих к ухудшению ее количественных и качественных показателей. Утомление проявляется в снижении работоспособности, вни­мания, реакции, в ухудшении самочувствия и проявлении сонливости. Утомление является защитной реакцией против истощения организма. После отдыха утомление исчезает, а работоспособность восстанавливается. Утомление может возникать как при физической, так и при умственной деятельности, хотя при последней оно менее замётно.

Важно, чтобы утомление не накапливалось и не перешло в переутом­ление, так как при последнем возможны патологические изменения в организме человека и развитие заболеваний нервной системы.

При работе в состоянии утомления увеличивается количество ошибок в действиях механизаторов, которые могут создавать аварийные ситуации. Это подтверждается тем, что наибольшее число случаев и дорожно-транс­портных происшествий происходит перед обеденным перерывом, в конце рабочего дня и конце недели.

Основными причинами утомления являются: вредные производственные факторы, состояние самого тракториста, неудовлетворительная организация труда, неблагоприятные погодные условия, неблагоприятное время суток и др.

К основным факторам, вызывающих утомление и связанных с общим самочувствием тракториста во время работы следует отнести: продолжи­тельность непрерывной работы на тракторе, отрицательные эмоций (раздра­жение), длительно фиксированную неподвижную позу, предшествующие работе психические и физические перегрузки, нарушения режима труда и отдыха, работа в ночное время, монотонности и однообразия работы, различные заболевания и физические недостатки, возрастные особенности, курение, прием медикаментов без назначения врача, духота и высокая температура и т. д.

Способствует утомление нарушение режима питания, употребление спиртных напитков, несоблюдение гигиенических требований. Крайне опас­но состояние утомления во время работы в ночное время и в сильную жару, так как при этом быстро развивается острое переутомление появляется сонливость. В соответствии с суточным циклом организма наивысшая работоспособность отмечается в утренние часы (с 800 до 1200 ч.). В дневное время наименьшая работоспособность отмечается между 12°° и 17“ часами, а в ночное время с 300 до 600 часов.

Самое неблагоприятное время для работы, когда сильно проявляется состояние усталости с 400 до 600 часов утра, т. е. когда внутренние силы организма минимальные. И почти не имеет значения, работал ли перед этим тракторист всю ночь или только начал работу с утра пораньше. Это также подтверждается статистическими данными о том, что наиболь­шее число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) происходит:

во второй половине дня (с 1700 до 1900. пик — 1800) — 65,7%;

с самыми тяжелыми последствиями — 400 часа утра — 30,8%, причем, каждое третье происшествие со смертельным исходом;

в конце недели по пятницам — 15,9%.

Высокая работоспособность достигается при рациональном чередова­нии время работы, отдыха и сна.

Правильное чередование труда и отдыха влияет на работоспособность и безопасность труда, особенно, при выполнении тракторных работ в напряженные периоды и при работах на повышенных скоростях, где высокие скорости требуют повышенного внимания и пристального наблю­дения за полем, дорогой. Во избежание переутомления не допускается непрерывная работа трактористов в течении двух смен подряд, переход из одной смены в другую следует производить каждую неделю.

Вообще режим труда, когда работа (смена) длится более 8—10 часов ничем не оправдан. Это приводит к переутомлению, работающих, что в свою очередь является одной из основных причин низкого качества работ и несчастных случаев. При работе в ночную смену снижается выносливость мышц и также быстрее наступает утомление из-за снижения физиологических функций и возбудимости центральной нервной системы.

Утомление сильно возрастает после 10—11 часов непрерывной работы.

Повышенная опасность засыпания отмечается между 12 и 15 часами. Тяжелая и плотная пища, принятая перед поездкой или во время движения, повышает прилив крови к органам пищеварения и отлив ее от мозга, а это снижает мысленную способность и является причиной усталости и сонливости. Мерами по ее предупреждению является употребление в обед небольшого количества легко усвояемой но калорийной пищи или 30—45-минутный отдых после еды.

Отдых нарушается, если для сна отводится мало времени, температура окружающего воздуха выше или ниже нормальной, плотный и поздний ужин, неудобная постель и др. Систематическое недосыпание вызывает утомление, ослабляет внимание, появляется апатия, вялость, сонливость.

Чтобы предотвратить эти нежелательные явления (состояния) тракто­рист перед выходом на работу должен хорошо отдохнуть (выспаться). При первом признаке дремоты во время работы выйти из кабины, сделать небольшую пробежку или проделать гимнастические упражнения. Можно немножко поспать при неработающем двигателе, обычно после короткого сна (20—30 мин.) сонливость проходит. При управлении автомобилем для снятия сонливости и усталости, кроме того рекомендуется периодически включать легкую музыку, но только не громкую. Отгоняет сонливость легкий разговор с собеседником или самим с собою, пение вслух и т. д.

Опасным признаком является появление зевоты, так как это свидетельствует о приближении сонливости.

Сонливость очень опасное состояние, которое незаметно переходит в сон, а сон за рулем это дорожно-транспортное происшествие. Сонливость опасна не только в дороге, но и в поле, поэтому мероприятия по ее предупреждению начинать нужно не только перед поездкой, но и перед работой.

Главное это хороший отдых и создания нормальных условий для работы: оборудование рабочего места водителя, тракториста, для удобного положения конечностей, головы, корпуса, обеспечение в кабине нормальной температуры, вентиляции кабины, создания надежной герметизации кабины, от проникновения газов, паров ГСМ и запахов от двигателя.

Работа в состоянии переутомления опасна еще тем, что защитные силы организма, как и при переохлаждении ослабевают, иммунитет сни­жается и он становится более восприимчив к заболеваниям.

При работе в болезненном состоянии, утомление наступает быстро и может остро развиться переутомление в виде слабости, потливости, отдыш­ки, сердцебиения и др. При этом надо иметь в виду, что когда человек работает в болезненном состоянии да еще и в состоянии утомления и переутомления и это происходит на фоне заболевания вирусным гриппом или ангиной, то в этом случае часто остается неизгладимый след в орга­низме ввиде поражения сердечной мышцы, почек и других органов.

Водителю, правилами дорожного движения запрещается управлять транспортным средством (трактором) в болезненном состоянии, состоянии утомления, а также находясь под воздействием лекарственных препаратов, снижающих быстроту реакции и внимания. Но главная опасность в том, что управляя трактором в болезненном состоянии или в состоянии утомления водитель может уснуть за рулем й оказаться в овраге, под откосом или столкнуться со встречным транспортом.

При утомлении, для восстановления прежней работоспособности необ­ходимо делать короткие перерывы.

Одним из грубых нарушений режима труда является употребление спиртных напитков, как перед работой, так и во время работы. Алкоголь­ное опьянение увеличивает время реакции, снижает внимание и рабо­тоспособность. Причем действие алкоголя проявляется не только в момент опьянения, но и спустя несколько дней. Итоги статистических данных показывают, что одной из главных причин ДТП является управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии. И авто­мобиль, и трактор являются источниками повышенной опасности, и управлять ими в состоянии алкогольного опьянения правилами дорожного движения запрещается.

Плохое освещение рабочей зоны, рабочего места в первые часы работы приводити повышению внимания, а затем к его снижению. Недос­таточное освещение затрудняет работу, повышает утомляемость, чаще совершаются ошибки, снижается производительность труда, увеличивается брак в работе. Работа при недостаточном освещении через определенное время может привести к ухудшению зрения, близорукости и заболеванию глаз. Но и излишне яркое освещение рабочего места вызывает утомления зрения и снижение внимания и при длительном воздействии также воз­можны заболевания глаз.